Пожилой житель Экибастуза считает разорительными сложившиеся сегодня традиции похорон. В департаменте по делам религий согласны с аксакалом и говорят, что церемонии прощания с родными желательно делать более скромными. 74-летний Женис Оразбаев недоумевает, почему на похоронах устраиваются чуть ли не пиры, на которые расходуется от нескольких сотен тысяч до миллиона тенге.
«Тратятся большие суммы на то, чтобы покормить 250–300 человек. Они что, голодные?! Это же разорительно для родственников умершего, – говорит Ж. Оразбаев. – Говорят, что стыдно не позвать людей. Даже берут кредиты!»
Вместе с тем аксакал добавляет, что похороны, превращенные в той, смахивают на некое хвастовство. Женис Сакенович ссылается на книгу Мырзатая Жолдасбекова “Шын мен шынарлау”, в которой описывается, как в средневековье степные богачи устраивали пиршества по покойным, пытаясь друг друга перещеголять. Один из таких баев на поминки по своему сыну зарезал 1860 лошадей, 600 баранов, пригласив представителей трех жузов.
В то же время пенсионер говорит, что беседовал с муллами, и они пояснили, что никто не может принуждать верующих мусульман в обязательном порядке резать скот, чтобы угощать приходящих на похороны.
В областном департаменте по делам религий согласны с Ж. Оразбаевым в том, что похороны не обязательно должны быть пиршеством. Глава, Ержан Рахимжанов, рассказывает: «Насчет поминок в шариате говорится, что умершего должны омыть, одеть в саван, прочитать за него джаназа (обряд прощания), похоронить и после не забывать в своих молитвах. Накрывать стол не обязательно».
Он обращает внимание на то, что каноны мусульман не требуют больших затрат. По словам Е. Рахимжанова, шариат против расточительства, показухи и хвастовства своим богатством. Даже муллу не обязательно звать. Совершить молитву может кто-либо из родственников.
Ержан Мэлсович поясняет, что человек “должен делать все в меру своих возможностей, без лишнего фанатизма”. В том числе во время похорон. Он акцентирует внимание на то, что установка роскошных мраморных надгробий тоже не соответствует шариату. Над могилой можно выполнить надпись, указывающую имя умершего, и только. Ограждение делается для того, чтобы могила не оказалась под ногами людей или животных.
Источник: news.nur.kz