Мусульмане в прошлом проходили испытание бедностью, сейчас проходят тест на богатство. Не грешно ли мусульманам быть богатыми, если они не умеют распоряжаться богатством? Марьям Исламова.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «… Клянусь Аллахом, я не боюсь вашей бедности. Однако опасаюсь, что перед вами, как и перед теми, кто был до вас, будет расстелен весь мир и вы, подобно им (то есть, беспечным) начнете состязаться за земное, и это погубит вас так же, как погубило их» (Бухари, «Рикак», 7; Муслим, «Зухд», 6).
Богатство и бедность, в итоге, есть проявления судьбы. И то, и другое – трудные испытания школы жизни. Так или иначе, Всевышний проверяет своих рабов.
Испытание богатством чрезвычайно трудное. Ведь использование денег на достойные цели – искусство, подвластное сердцам с высоким духовным уровнем. Многие люди думают, что они пользуются деньгами. Они не осознают – на самом деле финансы повелевают ими.
Сегодня капитал накладывает отпечаток на поведение отдельных лиц. Хотя именно люди должны управлять финансами… Поэтому, нужно быть повелителем, а не узником денег. Это возможно путем проявления покорности Повелителю Повелителей.
Наивысшую форму этого состояния мы наблюдаем у Пророков, сахабов и праведников. Они воспринимали деньги не в виде цели, а как средство приближения к Всевышнему.
На земле не было человека богаче Сулеймана (алейхиссалям). Однако он никогда не приводил свое сердце в состояние земной кассы или земного кошелька, поэтому был удостоен Великим Творцом эпитета «прекрасный он раб» (сура «Сад», 38/30).
Несмотря на великое богатство Ибрахима (алехиссалям), он никогда не был беспечен по отношению к Всевышнему, питался своей покорностью и преданностью Ему, благодаря этому, достиг звания «друг Аллаха». За это великодушие Великий Творец наделил его богатство изобилием, которое даже стало в народе известным выражением «баракат Халила Ибрахима».
«… мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза…» (сура «ан-Нур», 24/37).
То есть опасно не занятие земными делами, а использование его в качестве препятствия служению Всевышнему. Ошибочно приводить средство в состояние цели. Если, как говорится, «руки заняты выгодой, а душа – Всевышним», то богатство не принесет никакого вреда.
Таким образом, не должно появляться ложного представления о том, что ради духовного спокойствия необходимо беднеть. Ислам совершенно не запрещает человеку быть богатым. Опять же, два из пяти основных столпов мусульманской веры составляют такие важные элементы как Хадж и закят, которые относятся к богатым мусульманам и, одновременно, поощряют приобретение богатства дозволенными путями. В священном хадисе сказано:
«Правдивый, честный и надежный мусульманин-торговец в Судный день будет вместе с пророками, праведниками и мучениками за веру» (Тирмизи, «Буйю», 4).
Кроме того, как и в прошлом, в наши дни существует потребность в заработавших свое богатство честно и щедрых богачах, которые могут помочь неимущим, нуждающимся и обездоленным. То есть, аскетизм и непритязательность – это состояние сердца. Верующий не должен отворачиваться от земного мира, главное, не делать себя его рабом.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) увидел несколько людей, занятых торговлей. Он окликнул их:
– О, общество торговцев!
Те прислушались и обратились к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям). Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) продолжил:
– Без сомнения, в Судный день торговцы воскреснут грешниками. Однако исключение составят те, кто боялся Аллаха, творил добро и был преданным» (Тирмизи, «Буйю», 4/1210).