Чтобы донести до людей Откровения Аллаха, наряду со знаниями основ религии мусульманин должен быть образованным во всех областях, в том числе и в психологии.
Ведь для того, чтобы рассказать о Всевышнем, важно чувствовать характер и привычки слушателей. Об этом говорится в Коране: «Не поносите тех, к кому взывают [многобожники] помимо Аллаха, а не то они (т. е. многобожники) станут поносить Аллаха из вражды и по невежеству. Так Мы явственно представили [людям] каждой общины их деяния. Ведь в конце концов они возвратятся к Господу своему, и Он возвестит им о том, что они творили» (Сура «Ан’ам», 6 / 108).
Всевышний призывает проповедников Ислама ни в коем случае не критиковать, не отзываться резко и не выказывать враждебность в отношении воззрений или вероисповедания слушателей.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) хорошо знал нравы и взгляды соплеменников, поэтому выбирал наиболее подходящие методы. Он обращался к людям на понятном им языке, уделяя при этом особое внимание их духовному уровню, и советовал сподвижникам поступать точно так же. Мухаммад бин Атия подчёркивал индивидуальный подход Расулюллаха (салляллаху алейхи ва саллям) к людям: «Он призывал нас к Исламу на нашем наречии».
Он советовал Али (радыяллаху анху): «Разговаривай с людьми на понятном им языке!» (Бухари, «Ильм», 49).
Деятельность проповедника, который не обладает информацией о проблемах и нуждах слушателей, не знает местных обычаев и законов, заранее обречена на провал. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда приводил примеры, понятные и привычные для его собеседников, а также старался избегать тем, незнакомых народу. Он выбирал ясные и чёткие выражения, которые люди понимали без особых затруднений, но при этом использовал эффективный способ обращения. Это подтверждает история принятия Ислама Хусейном, отцом Имрана (радыяллаху анху).
Курайшиты пришли к Хусейну, который был известным и уважаемым человеком, и попросили: «Ты поговори с Мухаммадом, ведь он отрицательно отзывается о наших идолах».
Затем они вместе пошли к дому Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Язычники остались ждать поблизости, а Хусейн вошёл внутрь. Увидев гостя, Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) попросил сподвижников, которые плотным кольцом сидели вокруг него, уступить место пожилому человеку. Хусейн обратился к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям):
— Что означают твои слова? Ты отвергаешь наших идолов, ругаешь их, а ведь твой отец и твои предки были хорошими людьми и крепко придерживались устоев старой веры.
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) же поинтересовался: «О, Хусейн! Скольким богам ты поклоняешься?»
— Семи богам на земле и одному на небесах!
— А к кому ты обращаешься, если тебя постигает несчастье? — спросил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).
— К тому, который на небесах!
— А когда пропадает твоё имущество, какому богу ты молишься?
— Тому, который на небесах! — повторил Хусейн.
— Раз все твои просьбы обращены к одному богу, зачем ты придаёшь Ему сотоварищей? Неужели ты думаешь, что умилостивишь или прогневишь других? О, Хусейн! Стань мусульманином, и ты обрётешь вечное счастье, — призвал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).
— А что мне сказать своим соплеменникам и родственникам?
— Скажи: «О, Аллах! Я прошу Тебя наставить меня на истинный путь. Дай мне полезные знания!»
Хусейн прочитал эту молитву и стал мусульманином, а его сын Имран от радости поцеловал голову, руки и ноги отца. Напоследок Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил сподвижников проводить новообращённого мусульманина до дома. Когда язычники увидели своего посланника среди верующих, то воскликнули: «И Хусейн отказался от старой веры!». После этого курайшиты разошлись по своим делам (Ибн Хаджар, «аль-Исаба», 1 / 337; Тирмизи, «Даават», 69).
Другая история произошла во время освобождения Мекки. Аббас (радыяллаху анху) привёл к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) Абу Суфьяна, пожелавшего принять Ислам, и попросил: «Этот человек очень любит знаки уважения и почтения. Помоги завоевать его расположение».
В ответ Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «При входе в город громко возвестите всем: «Кто будет находиться в доме Абу Суфьяна, тот окажется в безопасности. Кто, закрыв все двери, останется сидеть дома — тот в безопасности!» (Абу Давуд, «Харадж», 24-25).
Так Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил уважение правителю города и способствовал распространению Ислама.
Ещё одна история рассказывает об отношении Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) к королю Йемена, Ваилю бин Худжру. Когда тот вышел в дорогу и находился на расстоянии трёх дней пути до Медины, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал сподвижникам: «К нам едет Ваиль бин Худжр из далёкого Хадрамаувта, чтобы принять Ислам. Он происходит из королевского рода.
Когда гость прибыл, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выразил признательность и, расстелив на землю свой плащ, пригласил короля Йемена сесть рядом. Затем он призвал всех мусульман прийти в мечеть. Как только все собрались, он взошёл на минбар и пригласил Ваиля встать рядом. После хвалы Аллаху и приветствия пророкам Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) произнёс проповедь, во время которой прочитал дуа за упокой души отца гостя (Ибн Сад, 1 / 349).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) надеялся, что после приезда Ваиля многие племена примут Ислам, ибо Йемен тогда занимал ведущее положение на Аравийском полуострове.
Для воспитания и духовного совершенствования мусульман Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) использовал те же методы, что и для призыва к Исламу. Он всегда отвечал на вопросы людей согласно их уровню развития и учитывал индивидуальность каждой личности. Как-то Абу Хурайра (радыяллаху анху), который был в то время беден, спросил: «Какая милостыня самая лучшая?»
Наставник посоветовал: «Кто беден, тот пусть физически помогает людям!»
Но когда этот же вопрос задал Сад ибн Убада, старейшина племени и состоятельный человек, Пророк (саллялаху алейхи ва саллям) ответил: «Вырыть колодец и найти воду!» (Абу Давуд, «Закят», 41».
Вполне естественно, когда к каждому человеку обращаются индивидуально. Ведь люди сильно отличаются друг от друга характером и привычками. Поэтому проповедник обязан иметь широкий кругозор, владеть глубокими знаниями психологии, уметь анализировать способности и склонности собеседника, чтобы в зависимости от сделанных выводов выстраивать отношения.