Археологические раскопки показывают, что в Дагестане производили ювелирные украшения еще в эпоху бронзы. В античные времена древние греки разрабатывали рудники на территории Кавказа, добывали драгоценные металлы, в том числе серебро, и здесь же занимались изготовлением ювелирных изделий. Так местные жители переняли искусство владения металлом.
Арабский историк Аль-Масуди еще в X веке писал об искусности кубачинских мастеров. В XVIII веке, когда дагестанцы начали контактировать с соседними народами, мастера стали выезжать за пределы Дагестана – в Иран, Сирию, Аравию и другие восточные страны, набираясь опыта.
Изделия дагестанских мастеров высоко ценились и в советское время – их продавали через сети магазинов «Березка» за валюту, во многих регионах они стали популярным и дефицитным товаром. Продолжателем традиции дагестанского ювелирного искусства является художник-мусульманка Алипат Багаева.
Алипат Багаева родилась в 1954 году в высокогорном аварском селении Бацада, из которого вышли немало ремесленников, деятелей культуры и науки. С раннего детства она впитала любовь к народным традициями. Художник-ювелир рассказывает, что природа родного края во многом является источником вдохновения для творчества.
Алипат Курбаналиевна закончила отделение художественной обработки металлов Дагестанского художественного училища имени М.А. Джемала. Во второй половине 60-х годов производство ювелирных изделий в Дагестане приобрело массовый характер. Поэтому открывались новые учебные заведения, готовящие мастеров. Училище имени М.А. Джемала только начинало свою работу, Алипат вошла в состав всего лишь 4-ого выпуска.
После получения диплома мусульманка работала художником-конструктором в Министерстве местной промышленности Дагестана, а затем вернулась в родное училище, где сегодня ведет уроки композиции и практические занятия по художественной обработки металла. Художница рано вышла замуж. Поэтому после все ее личное время забирала семья, но даже тогда она работала по ночам.
Полностью отдаться творчеству Алипат Багаева смогла уже после того, как дети выросли. Ее работы получили высокую оценку. Художница является членом Союза художников России, заслуженным художником Дагестана.
Продолжая древние традиции, работает Алипат Курбаналиевна, в основном, с серебром и полудрагоценными камнями – аметистом, агатом, сердоликом. В ее работах также можно увидеть перламутр и кораллы. Их отличает свой стиль – это массивные тяжелые украшения, как правило, комплекты, состоящие из рельефных колье, браслетов, колец, серег. Сама художница говорит, что ее не прельщает мелкое, то, что можно увидеть в любом ювелирном магазине. Она хочет создавать свое, что отличается от изделий других мастеров.
Творчество художницы явно отражает национальный стиль, но вместе с тем в нем присутствуют и современные орнаментальные мотивы. Аварские мастера, под влиянием восточных традиций, всегда использовали обилие разноцветных камней, золочение, накладную филигрань. Эти украшения были очень массивными. Свадебный костюм невесты со всеми украшениями мог весить около двадцати пяти килограммов.
Приобрести работы Алипат Багаевой не получится – художник-мусульманка не создает их для продажи. По ее словам, каждая ее работа должна быть уникальна, она не хочет делать изделия на поток. Сделав что-то однажды, она не любит повторять это снова.
В 2014 году в Махачкале состоялась большая персональная выставка художницы «Серебряная симфония». Ее работы также были представлены в Москве, в Государственном музее Востока. Семейное дело продолжает дочь Айшат, которая тоже стала художником-ювелиром.