В российской исламской моде происходит все то, что происходило в светской 10–15 лет назад: импортозамещение, появление собственных сильных брендов, выход на мировую арену. С небольшими отличиями. Скорость — выше, перспективы — масштабнее, главные действующие лица — женщины.
Все развивается бешеными темпами — и в низком, и в среднем, и в верхнем ценовом сегменте. Если так пойдет дальше, вполне вероятно, что мусульманские марки появятся в ГУМе и Третьяковском проезде, а ведь еще пять лет назад такого понятия, как “российская мусульманская марка одежды”, в принципе не существовало.
Bella Kareema
Галина Трошина, красивая женщина средних лет в длинном платье и нарядном тюрбане в тон, встречает нас в дверях своего небольшого офиса на юге Москвы. Так получилось, что сейчас это помещение — и офис, и ателье, и шоурум. В гостиной несколько посетительниц. Кто-то в длинном платье, кто-то в джинсах — по их одежде о конфессиональной принадлежности судить сложно.
То же можно сказать и об одежде, развешанной в шоуруме. Восток, конечно, присутствует, но не активно: цвета не кричащие, есть платья средней длины и приталенные, есть широкие брюки и очень современно выглядящие жакеты. Нет прозрачных тканей и принтов с изображением людей и животных — это не дозволено шариатом.
«Мы стремимся к тому, чтобы, оставаясь в рамках modest fashion – скромной моды, быть универсальными. Мы не боимся ярких принтов, смелых силуэтов, дизайнерских коллабораций. Могу сказать, что почти половина наших покупательниц — не мусульманки. Скромная мода — это мировой тренд, такая одежда подходит женщинам разных конфессий. Бренды мусульманской моды имеют огромное преимущество на этом рынке. В Исламе есть запрет на то, чтобы брать деньги под проценты. Люди не должны наживаться на чужих деньгах. Что касается нашего бренда, у нас все держится на личных финансовых вложениях владельцев бренда», — рассказывает Галина.
В ателье кипит работа. После байрамов мусульманки по традиции будут покупать платья, нужно торопиться с новой коллекцией. В офисе работают только женщины, но главное — качество работы.
Известно, что Галина — сибирячка, замужем, училась на экономиста, работала. В 2011 году приняла Ислам и работу оставила, погрузившись в изучение арабского и чтение Корана. В 2013-м познакомилась с талантливым дизайнером из Казани Дилярой Садриевой и взялась помогать ей с развитием марки Bella Kareema.
За несколько лет небольшой интернет-проект превратился в федеральную сеть из восьми магазинов — с представительствами в Казани, Грозном, Махачкале. Сама Галина Трошина утверждает, что о высокой рентабельности бизнеса пока говорить не приходится — только в этом году проект начал выходить на самоокупаемость.
Компания серьезно занимается развитием: международные показы (на конкурсах мусульманской моды в Куала-Лумпуре и Лондоне), бренд-буки, розничная сеть. Учитывая, что бренд позиционируется в средней ценовой категории, такая стратегия явно рассчитана на длинный забег.
Wandi Group
Еще в начале нулевых у мусульманки, желающей одеваться в соответствии с традицией (а мусульман в России, только по официальным данным, 10%), было два пути: либо идти на рынок и покупать платья-абайи из Турции, либо выкручиваться самой — пришивать рукава к купленным где-нибудь сарафанам, поддевать под летние платья душные водолазки.
Буквально за несколько лет ситуация изменилась кардинально. Появились первые бренды мусульманской одежды, стали расти и развиваться, расширять ассортимент и модельный ряд, который становится интересным не только мусульманкам. Постепенно сотни дизайнеров занялись — с разной степенью успешности — пошивом одежды.
Компания Натальи Нармин Ичаевой Wandi Group в галерее «Модный сезон» в российской столице проводит ежегодные маркеты мусульманских товаров и может судить о взрывном характере этой индустрии.
«Бренды начали появляться сотнями,— удивляется Наталья.— Три года назад на наш маркет не было и десяти заявок, сейчас можно говорить о четырех сотнях стабильно работающих в разных масштабах на этом рынке компаний. Пару лет назад уже началось перепроизводство и снижение качества в среднем по индустрии. Но это нормальный процесс — еще год, наверное, будет бурлить стихийный креатив по созданию марок, а потом все уляжется. Главное, что на этой волне появились действительно мощные и качественные бренды, лидеры индустрии».
Сегодня понятие «российская мусульманская марка одежды» укоренилось очень прочно. Ольга Бузова фотографируется в хиджабе на показе чеченского дома моды в Грозном, Ксения Собчак посещает дефиле дизайнера из Махачкалы, Светлана Бондарчук едет на презентацию модельера из Нальчика в Галерее искусств Зураба Церетели…
Во многом, конечно, внимание публики обеспечено общественным статусом основательниц премиум-брендов. Как минимум два из них — детища первых леди Кавказа. Жена Рамзана Кадырова Медни основала дом моды Firdaws (сейчас компания перешла к ее дочери Айшат), жена бывшего сенатора от Карачаево-Черкесии Рауфа Арашукова Аида — владелица бренда «Араида».
Весьма впечатляющая история у бренда Image Story Ираны Сабировой. Небольшая, созданная молодым архитектором-дизайнером из Казахстана компания за несколько лет открыла представительства в Алма-Ате, Казани, Грозном, Назрани и Москве. В прошлом году на марку обратили внимание байеры Bosco, и сейчас Image Story отшивает для них люксовую коллекцию. Если обычные коллекции позиционируются в премиальном сегменте (платья-абайи по 15–18 тысяч руб.), то в магазины Bosco попадут абайи из шелковой органзы стоимостью до 100 тысяч.
За пределами России стали известны бренды Maleka (уже представлен и в магазинах Bosco) и Aset Айзы Джабраиловой из Грозного. Aset продается даже в Арабских Эмиратах, а там конкуренция на рынке скромной моды, безусловно, в разы выше.
Много историй успеха в сегменте масс-маркета. Например, у бренда Rezeda Suleyman, основанного в 2011 году братом и сестрой Сулеймановыми, сейчас уже 19 магазинов и 38 шоу-румов.
Или другой пример — созданный тогда же дом моды Сахеры Рахмани. Сейчас компания тоже выходит на федеральный уровень, а начинался бизнес с 1 млн руб., одолженных у отца — эмигранта из Ирана, выпускника Московского текстильного института.
Высокая мода
Толчком к развитию скромной моды на постсоветском пространстве стала фотография девушки в хиджабе на обложке сентябрьского номера российского L’Officiel. Обложку стилизовала одна из сестер Арапхановых, создавших бренд HL Arapkhanovi,— Хадижа. Снимок наделал много шума: модели с покрытой головой уже появлялись на обложках арабского Vogue, американского Allure и ближневосточного Women’s Health, но российский глянец использовал такой ход впервые.
Для журнала позировала модель немецко-турецкого происхождения Лиза Вашингтон, которая в обычной жизни хиджаб не носит. В соцсетях под фотографией пользователи писали, что индустрия эксплуатирует «скромный образ» мусульманок, и спорили о том, можно ли снимать модель, не исповедующую Ислам, в хиджабе в сочетании с прозрачным платьем или брючным костюмом, кто-то требовал обложку с моделями в сарафанах и кокошниках.
Поколение М
Активный маркетинг, современные модели одежды, некоторые признаки культурной амбивалентности — российские мусульманские дизайнеры в этом, конечно, не пионеры. Но революция случилась совсем незадолго до них. А именно — в 2010 году в Лондоне, с появлением рекламного агентства Ogilvy Noor, ориентированного на мусульманские марки.
Программные документы этой революции — исследования «Бренды, Ислам и новые мусульманские потребители», а также «Поколение М: молодые мусульмане меняют мир» — написаны создателями агентства. Авторы описывают молодую исламскую аудиторию как самую влиятельную в мире и призывают исламские бренды развиваться с осознанием этого факта.
Действительно, к 2070 году, по прогнозам исследовательского центра Pew Research в Вашингтоне, последователей Ислама в мире будет большинство. Если посмотреть на статистические данные, например на отчеты Thomson Reuters и Dinar Standard, то становится понятна еще одна причина бурного развития скромной моды — деньги.
В 2017 году мусульмане потратили на одежду 254 миллиарда долларов: в пересчете на душу населения это больше, чем тратят представители других религий или — в среднем — светские люди. Изменения, происшедшие в последние пять-семь лет в мировой моде, действительно революционны. Такое впечатление, что наибольшее влияние постулат о «поколении М, которое изменит мир», произвел не на мусульманские бренды, а на европейские.
Вместо ежегодного производства капсульных коллекций специально для богатой части арабского мира мировые марки включили мусульманскую тему в свои основные коллекции: хиджаб Nike Pro, абайи от Dolce & Gabbana и, главное, от более массового Uniqlo. Далее — повседневная одежда для мусульманок в коллекциях Zimmermann, Max Mara, Mango, H&M, буркини от Marks & Spencer. Особняком стоит в этом ряду Valentino: c одной стороны, трудно не заметить, что у модной марки теперь превалируют длинные закрытые платья, с другой — стоит помнить, что брендом с 2012 года владеет супруга катарского эмира шейха Моза.
По мнению маркетолога Анны Лейбсак-Клейманс, помимо осознания цивилизационных сдвигов марки руководствуются коммерческими перспективами: «Темпы роста у этого сегмента опережающие, нужно учитывать, что инвестиции, рассмотренные в долгосрочной перспективе, могут оказаться более рентабельными». Нечто подобное происходит и на российском рынке.
«Когда мы проводили первые маркеты, мы видели любопытство светской публики. Пришедшие ожидали увидеть восточный базар, пряности и девушек со стрелками до ушей — а видели абсолютно современные, интересные, качественные товары и образованную аудиторию с высокими доходами,— говорит Наталья Нармин Ичаева.— Подобные предрассудки до недавнего времени доминировали и среди производителей: мол, мусульманский покупатель — это либо нефтяные принцессы, которые носят Prada под черными абайями, либо гастарбайтеры в пестрых халатах. Но, когда выясняется, что наша аудитория — это состоятельные, динамичные, приверженные каноническим традициям люди, отношение к ним производителей кардинально меняется».
Перед российскими исламскими дизайнерами открываются прекрасные перспективы. Определенная опасность кроется в том, что большинство участниц рынка (а основные игроки здесь именно женщины) все-таки не воспринимают модную индустрию как главное дело жизни. В бурлящем море мусульманских марок каждый день появляются и исчезают новые: решив заняться бизнесом, женщины обнаруживают, что он отрывает слишком много времени от семьи.
«Всевышний женщин сотворил красивыми, хитрыми и мудрыми. После мировой войны, когда женщинам пришлось выполнять мужскую работу, они быстро везде прорвались разными путями — где-то трудолюбием, где-то красотой, где-то хитростью своей,— говорит дизайнер и руководитель быстро развивающегося бренда Сахера Рахмани.— Но вот какой момент: если у женщины есть вера, есть мораль, она понимает, что себя нужно приостанавливать. Любая женщина в первую очередь мать, и в ее обязанности входит быть покорной женой. Потому что она женщина, воспитывает будущее».
Эльмира Зиннурова