Истоки появления Ислама в Чили недостаточно ясны. Известно, что в 1854 году два «турка» поселились в этой южноамериканской стране, как сообщает проведенная в 1865 и 1875 годах перепись населения. Их родная страна или настоящее происхождение неизвестны, ясно лишь одно, что они были выходцами из обширных владений тогдашней Османской империи.
Согласно переписи 1885 года, число «турков» возросло до 29, однако нет достоверной информации об их этническом происхождении и вероисповедании, так как «религия» не значилась в пункте опроса. Однако перепись населения 1895 года уже отмечала наличие 76 «турков», 58 из которых были мусульманами. Они жили преимущественно на севере Чили, в местах под названием Тарапачи, Атачама, Вальпараисо и Сантьяго.
Согласно переписи 1907 года, число мусульман возросло до 1498 человек, и все они были иностранцами. В их числе было 1183 мужчины и 315 женщин, которые составляли лишь 0,04 процента от всего населения страны. Это был наибольший процент мусульман в истории Чили. Новая перепись 1920 года показала, что число мусульман уменьшилось до 402 человек, среди которых было 343 мужчины и 59 женщин. Больше всего последователей Ислама жили в Сантьяго и Антофагасте, по 76 человек в каждой провинции.
Именно в Сантьяго был основан первый мусульманский центр в Чили. Он открылся 25 сентября 1926 года. Позже, в октябре 1927-го, было организовано исламское общество взаимопомощи и милосердия.
По данным переписи 1952 года, число мусульман в Чили снова выросло до 956 человек. Большинство из них жили в Сантьяго, остальные рассредоточились в провинциях Антофагаста, Коквимбо, Вальпарараисо, О`Хиггинс, Консепсьон, Маллеко, Каутин и Вальдивия, однако в них не было мусульманских организаций.
Вскоре их число снова уменьшилось, и к 1960-му году в стране насчитывалось только 522 представителя Ислама, и по-прежнему большинство из них жили в Сантьяго. Десять лет спустя количество мусульман выросло до 1431 человека. Однако в переписи нет данных о числе мужчин и женщин, а также об их национальной принадлежности. Тем не менее, они расселились по всей стране.
Строительство первой мечети
В 70-80-е годы прошлого века в Чили не было мусульманских лидеров или мест для коллективной молитвы. Мусульмане, которые выполняли религиозные предписания, собирались в резиденции торговца Тауфика Румие Далу, выходца из Сирии. В 1990 году началось строительство мечети «Ас-Салам», первй в стране. Пять лет спустя была заложена мечеть в Темуко, а в 1998 году – мечеть в Икике.
К тому моменту число мусульман в Чили перевалило за 3000 человек. Многие из них были новообращенными чилийцами, которые после произнесения шахады взяли мусульманские имена. Мусульманская умма здесь неоднородна из-за небольшого числа верующих. Большинство из них составляют сунниты, гораздо меньше шиитов. Есть и представители суфизма, как правило, неарабского происхождения.
«Я никогда не забуду этот день», — рассказывает имам мечети «Ас-Салам», Сами Эльмуштави. – «День торжественного открытия мечети показал, что мечты мусульман стали реальностью». Имам, выходец из Египта, добавляет: «Для нас это уникальная возможность, потому что король посещает нас не каждый день, и до этого не было открыто ни одной мечети в стране». Не говоря уже о том, что на торжественную церемонию открытия мечети, которая состоялась 1 октября 1995 года, приехал король Малайзии, а здание мечети считается одним из трех красивейших в Латинской Америке, после Венесуэлы и Бразилии.
Мечеть имеет три этажа и способна вместить 500 верующих. На первом расположены читальные комнаты, многофункциональный зал, помещения для омовений и кафетерий. На втором этаже находится молитвенный зал, а на третьем – кабинет имама и гостевые комнаты. «Некоторые люди приходят сюда на намаз в течение дня, однако из-за работы большинство посещает мечеть по вечерам», — отмечает имам Сами Эльмуштави.
Так или иначе, мусульмане Чили могут совершать богослужения не только в Сантьяго. В городе Темуко в октябре 2001 года была основана исламская корпорация Чили, которая призвана распространять культуру и традиции мусульман. Вдобавок в стране сейчас предпринимаются многочисленные попытки распространения нравственных ценностей Ислама, которые позволят победить предрассудки, вызванные событиями 11 сентября.
Мусульманки в Чили
Чилийские мусульманки могут молиться в мечетях или у себя дома. Чилийцы, которые приняли Ислам, описывают, как живется мусульманам в стране с преимущественно католическим населением, и что они ощущают. Трагическая атака 11 сентября вызвала ряд оскорбительных выпадов и насмешек над ними. 35-летняя домохозяйка Карима Альберто, мать двоих детей, замужем за предпринимателем из Сирии. Она встретила своего супруга в одном из его магазинов. «Причиной того, что я стала мусульманкой, были удивительные вещи, которые он рассказывал мне о своей религии. Я начала ходить в мечеть и узнала больше об Исламе. Это было словно путешествие к самой себе», — говорит она.
Карима отмечает, что некоторые люди стали относиться к ней иначе после теракта 11 сентября. Несмотря на то, что она стремится всей душой поехать в Мекку, ей удалось познакомиться с родственниками супруга, которые остались в Дамаске. «Было совсем не сложно отказаться от свинины и алкоголя. Это повеление Всевышнего, и об этом сказано в Коране. Тем не менее, люди думают, что это большая жертва, однако я так не считаю. Ислам подарил мне новый взгляд».
18-летняя студентка Карла Оливари учится в смешанной школе, однако говорит: «Сейчас я не чувствую давления сверстников из-за того, что не пью спиртное, не хожу на вечеринки и не потеряла девственность». В 16-летнем возрасте она часто проходила мимо мечети и однажды решила зайти вовнутрь. Она вышла оттуда уже мусульманкой. «Я чувствовала, что Аллах выбрал меня». Ее родители, католики, были не против, однако брат очень сильно возражал. «Когда он видел, что я читала намаз в своей комнате, он звал меня лунатиком». Тем не менее, девушка соблюдает не только обязательный пост в Рамадан, но и дополнительные посты в другое время.
«Больше всего я молюсь за жертв конфликтов в Палестине и в Ираке», — говорит она. Карла хочет выйти замуж за мусульманина. «Мой будущий супруг должен быть верующим. Потому что я хочу воспитывать детей в духе нравственных ценностей Ислама, которые уделяют огромное значение семье. Затем я хочу покрыться и постоянно носить хиджаб, а не так как сейчас – лишь во время посещения мечети».
40-летняя Хабиба Абдуллах – доктор в клинике «Роберто дель Рио». Она подчеркивает, что носит фамилию отца, «потому что Ислам разрешает нам оставлять свою фамилию и не быть Миссис Какой-то». Она выросла в большой семье и имеет шестерых братьев, но у нее самой ест только 18-летний сын. Все членные ее семьи – мусульмане. «Я появилась на свет в мусульманской семье и горжусь этим. Я помню, как отец брал нас каждые выходные в мечеть. Мы читали Коран и учили арабский язык. Тем не менее, было непросто надеть впервые хиджаб на работу, но с каждым шагом помаленьку люди стали привыкать к моему внешнему виду. Сейчас окружающие даже не удивляются, видя меня в хиджабе».
Однако до сих пор мусульманки являются меньшинством в Чили. «Всегда есть люди, которые приходят в мечеть из любопытства», — объясняет имам Сами Эльмуштави. «И все-таки столь приятно видеть их лица после посещения мечети или когда они приходят снова. Некоторые люди хотят изучать арабский язык, другие – узнать побольше об Исламе. Но, конечно, мне доставляет огромное удовольствие осознавать, что мусульманская умма в Чили увеличивается».
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)