В первую очередь, родители должны знать, что в их обязательство входит дать ребенку мусульманские имена с хорошим значением, научить их основам Ислама, культуре мусульманского образа жизни, а когда они достигнут определенного возраста, способствовать созданию ими новой мусульманской семьи. Преимущественное право дать мусульманское имя детям имеет отец, а затем уже мать. Не столь важно, каким является имя, общеупотребительным или нет, главное, чтобы оно имело хорошее, благородное значение.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «В День Суда каждого из вас будут окликать по собственному имени и имени вашего отца, поэтому называйте ваших детей достойными именами» (Абу Дауд, «Адаб», 69).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) указывал, что мусульманские имена мальчиков, в которых имеется сочетание слова «абд» — «раб» с одним из прекрасных имен Всевышнего, наиболее Им предпочтимы. Поэтому мусульмане часто называют мальчиков именами «Абдуллах» – «раб Аллаха», «Абдуррахман» – «раб Рахмана»; об этих двух именах говорится, что они наиболее любимы Аллахом. Абдулхай, Абдулкерим, Абдульхамид, Абдурашит(д), Абдулваххаб, Абдулхак – имена из этого ряда (Муслим, «Адаб», 2; Абу Дауд, «Адаб» 69, Тирмизи, «Адаб», 64).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) советовал: «Для детей выбирайте имена Пророков», каковыми, например, являются имена Адам, Муса, Иса, Йусуф, Идрис, Яхъя, Айюб, Исхак, Исмаиль, Мухаммад. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), когда его сын появился на свет, назвал его Ибрахимом, в честь Пророка Ибрахима (алейхиссалям), сказав: «Сегодня увидел мир мой сын. Я дал ему имя моего отца Ибрахима» (Бухари, Муслим). Кроме того, этот хадис является важным свидетельством, определяющим время, когда предпочтительнее давать имя ребенку: до наступления вечера от момента его рождения, однако можно отложить и на более поздний период, не затягивая более чем на 7 дней (Абу Дауд, «Джанаиз», 24). Обряд наречения мусульманского имени для девочек и мальчиков следующий: тот, кто даёт имя ребёнку, должен взять его на руки, повернуться к кибле и, наклонившись, прочитать азан вначале в правое, а затем в левое ухо ребёнка, стараясь при этом как можно меньше его тревожить. Когда родился внук Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), он прочёл азан ему в правое ухо (Тирмизи, «Адаха», 15). Из переданного же Хусайном (радияллаху анх), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) так разъяснил смысл этой традиции: «Тот, у кого родится ребёнок, пусть прочтёт в его правое ухо азан, а в левое – икамат, и к тому ребёнку не приблизятся «умму сыбьян (джинны)»» (Файзу-ль-Кадир, 6/237). Затем читается салават Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) и с именем Аллаха три раза произносится в правое ухо ребёнка его имя. Например, при произнесении таких слов: «Твоё имя Абдуллах», тем самым исполняется сунна Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), так как он ввел это в традицию.
Прочтение азана и икамата – первые наставления в вере, ибо содержание азана охватывает многие основы Ислама: таухид, такбир, намаз, и свидетельство веры в то, что благородный Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) – Пророк Аллаха. Для прочтения азана и икамата нет большой необходимости звать человека, выполняющего религиозные обязанности, как и не обязательно на этой церемонии присутствие более одного человека
(Бухари, «Манакиб», 17; Муслим, «Фазаиль», 124).
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заменял имена неблагозвучные, содержащее плохое значение на благозвучные, достойные.
Имена, оставшиеся со времён джахилии (доисламского языческого периода), были изменены. Благочестивая Айша (радыяллаху анха) передавала, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) изменил многие имена, несущие плохой смысл (Тирмизи, «Адаб», 66).
Так, на 7-м году Хиджры Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), прийдя в Хайбар, поинтересовался именем своего легендарного сподвижника Абу Хурайры, и, услышав его имя «Абдушшамс (раб солнца)», сказал о том, что человек не является рабом ни луны, ни солнца. И нарек его именем Абдуррахман. Имя Сарим («суровый») одного из своих сподвижников Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заменил на Саид («счастливый»). Среди женских имен, по рассказу ибн Умара (радияллаху анх), Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) изменил имя «Асиия» («непокорная») на «Джамиля» («красивая») (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд); имя одной из женщин «Барра» он изменил на «Зайнаб» (Бухари, «Адаб», 108; Абу Дауд, 62; ибн Маджа,» Адаб», 32).
Любое мусульманское имя, которое заключает в себе смысл покорности Аллаху, соответствует принципам Ислама и человеческому достоинству, которое эстетично и красиво и несёт добрую память о величии их истинно верующих обладателей, может быть без колебания использовано.
В Исламе запрещается давать имена в честь лидеров притеснителей и безбожников, например, Фараон, Шайтан, Иблис, Карун, Хаман, Абу Ляхаб.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) в своих хадисах советовал называть достойными и благозвучными именами, это значит, что любое подходящее имя, не проходящее в Коране, может быть использовано. Однако имена, которые ранее не были известны в обществе и не использовались, и пришли из среды людей, не являющихся мусульманами, абсолютно не подходят для будущего имени ребёнка.
Имя, заключающее в себе смысл покорности Аллаху, соответствующее принципам Ислама, имеющее хорошее содержание, может быть без колебания использовано.
В Исламе разрешается обращаться к человеку по прозвищу, которое характеризует его с положительной стороны или носит похвальный и почтительный характер. Это является сунной и доброй традицией в Исламе. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) относительно этого сказал: «Одной из обязанностей мусульманина перед другим мусульманином заключается в том, чтобы окликать его по имени, которое тому пригоже». Именно под своими прозвищами стали легендарно известны многие сподвижники Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) времён «асру саадат». Например, Абу Хурайру за то, что он любил кошек и заботился о них, называли «отцом кошечки».
Таким образом, мусульманское имя мальчиков и девочек должно иметь хороший смысл, быть благозвучным, нести добрую память благочестивых предков и соответствовать как духовным ценностям, так и культурным традициям местного населения. Например, Посланник Аллаха изменял не только неблагозвучные имена людей, но и зверей, вещей и местностей. Так, название местности Сибу-д-Далялет («ошибочный проход») было изменено на Сибу-ль-Худа («истинный проход»).