Муалла бин Фадл (рахматуллахи алейх) говорил:
«Наши благочестивые предки шесть месяцев молились Всевышнему о возможности дожить до Рамадана. Оставшиеся же шесть месяцев они молили Аллаха о том, чтобы Он принял этот прожитый ими Рамадан» (Кываму’с-Сунна, ат-Таргиб ва т’Тархиб, II, 354).
***
В священном хадисе говорится: «Вставая на намаз, совершай его, как в последний раз! Не говори того, о чем завтра пожалеешь; перестань мечтать о том, чего по невежеству желают другие люди!» (Ибн Маджа, «Зухд», 15).
***
Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анхума) говорил:
«Даже если вы похудеете от совершения намаза до состояния стрелкового лука, а от соблюдения поста до размеров гвоздя, Аллах не примет эти ваши богослужения, коль вы не можете избежать запретных и сомнительных вещей».
***
Предписано не вредить своему посту эгоистическими слабостями, в особенности, следует беречь язык от сплетен, осуждения, лжи, клеветы и пустословия, то есть, соблюдать «воздержание молчанием» от дурных разговоров и мыслей.
***
Пост – это обучение воздержанию и аскетизму. Сегодня мы, к сожалению, переживаем эпоху роскоши, расточительства, обжорства, демонстрации силы и возрастания эгоистических желаний. Тогда как богослужение поста напоминает нам о том, что мы являемся путешественниками в вечный мир, у которых однажды будут полностью отобраны все бренные ценности. Это побуждает не привязываться к эгоистическим наслаждениям, не злоупотреблять даже дозволенным, ограничиваясь достаточным количеством, и превращать в земные возможности в свой капитал в будущей жизни.
***
Абдуллах бин Аббас (радыяллаху анхума) говорил:
«Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) был самым щедрым из людей. А в месяц Рамадан его щедрость еще более возрастала. Джабраиль (алейхиссалям) приходил каждый год в этот священный месяц и оставался до его окончания, а наш Творец передавал через него священный Коран. И в эти дни Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) был щедрее ветров» (Муслим, «Фадаил», 50).
Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям), который крайне сострадательно и милосердно относился к своей умме, не находил себе места, если кто-то из мусульман был в затруднительном положении. Он считал себя ответственным за каждого члена общества…
***
В те дни, когда в Египте была крайняя нехватка продовольствия, у Юсуфа (алейхиссалям) спросили:
– Вы – казначей государственной казны. Почему в таком случае позволяете себе оставаться голодным?
На это он дал следующий мудрый ответ:
– Я опасаюсь того, что, будучи сытым, перестану понимать состояние голодных людей!
***
Тяжело соблюдать пост в длинные и жаркие летние дни. Однако истинная трудность – остаться лишенным божественной милости. Истинная сжигающая жара – это пламя Ада.
***
Если намаз не отвращает от совершения зла, значит, он не выполняется должным образом. Если пост не разрушает вожделение и не увеличивает сострадание, это также свидетельствует о его соблюдении ненадлежащим образом.
***
Расходование имущества, которое дается нам Всевышним на хранение, только на свое эго есть расточительство. Его накопительство только ради собственного эго – жадность. И то, и другое ставит под угрозу вечное счастье.
***
Каждый имеющий возможности верующий подаваемой в этот священный месяц милостыней должен постараться принести радость множеству людей, забывших о том, что такое улыбка.
***
В священном хадисе говорится:
«Умирая, верующий держит намаз в изголовье, закят справа, а пост – слева от себя» (см. Хайсами, III, 51).
***
Время, не потраченное на получение одобрения Всевышнего и накопления капитала для счастья в вечном мире, есть печальное расточительство своего вечного будущего.
***
Благое имущество – это то, что было пожертвовано в здравии и послано на тот свет прежде своего хозяина. А благая жизнь – та, что прошла на пути Всевышнего.
На фото: таравих в Астане.