В 1957 году в Китае вышла в свет первая публикация об археологических находках портового города провинции Фуцзянь — «Религиозные надписи в Цюань Чжоу». В этой работе были описаны и изображены некоторые из 200 каменных надгробий и разрушенных памятников проживавших там в 13—14 веках религиозных общин. Автор, У Вень Лян, который описал все свои археологические находки, был школьным учителем и коллекционером-любителем. Более двух десятилетий всё свободное время прочёсывал окрестности в поисках интересных фрагментов, высеченных на камнях.
В 1953 году он подарил свою коллекцию вновь образованному коммунистическому государству, которая была размещена в приморском историческом музее города Цюань Чжоу.
В мае 2005 года вышла вторая книга, в которую были включены фотографии более 600 объектов и находки сына автора, У Ю Сяна. Все объекты подразделялись по религиям на 7 глав — Ислам, христианство, манихеизм, индуизм, буддизм, даосизм и фольклор. Наиболее удивительными для читателей каталога стали богатейшие декоративные традиции эпохи династии Юань и значительная часть надписей и резных фрагментов мусульманских сооружений.
Исламская секция в каталоге наиболее систематизирована и исследована. Каждая иллюстрация помимо комментариев содержит эссе У Ю Сяна по истории Ислама в Цюань Чжоу, а также переводы надписей с арабского и выдержки из Корана.
Большая часть предоставленных в каталоге вещей была найдена около мечети Асхаб, известной также как мечеть Цин Дзин. Она была основана в 1009 году арабскими мусульманами, а прилегающая территория площадью более 2500 квадратных метров представляет исторический интерес. Ранее это был дом семьи Пу Шоу Гэн — богатейшего мусульманского купеческого рода в эпоху династии Юань. Многие надгробные камни и могилы были извлечены во время реконструкции в 1950 году, и сначала хранились в самой мечети Асхаб, а после были переданы приморскому историческому музею Цюань Чжоу.
Территория внутри мечети Асхаб, ворота Тунхуай, Цюань Чжоу. Фотография зала для намаза, обращена на запад в сторону молитвы. Территория за воротами Тунхуай — большой мусульманский район и дом рода Пу.
Вторым важнейшим источником артефактов стало мусульманское кладбище в Лин Шане, где погребены два сподвижника Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Они прибыли в Китай, чтобы проповедовать Ислам, и умерли во время миссии в Цюань Чжоу. После того как люди увидели исходящий из места захоронения свет, они дали название «Могилы святых» (шен му).
Лин Шань, 1920 год. Четыре каменных столба места, которое, вероятней всего, было молитвенным залом в эпоху династии Мин. Со времён династии Юань это место превратилось в мусульманское кладбище.
Три мусульманские могилы в Лин Шане — одно из важнейших мест захоронения последователей Ислама в Цюань Чжоу во время династий Юань и Мин.
Большинство надписей на камнях в мусульманских кладбищах — это выдержки из Корана, которые обычно использовались для украшения мечетей, а также гранитные памятники и надгробия. На 70 представленных во втором каталоге артефактах хорошо различимы даты смерти, которые варьируются от середины 12 до конца 14 века, а буквы отражают разные уровни мастерства написания арабских шрифтов.
Самый ранний (слева, 1171 год) и поздний (1381 год) из найденных арабских надгробных плит в Цюань Чжоу. Разница стилей указывает на эволюцию утончённого исламского стиля надписей на камнях в эти периоды.
Один надгробный камень из серии. Надпись гласит: «Здесь лежит мученик Амир Саид Аджал Тугхан Шань бин Саид Аджаль Умар бин Саид Аджаль Амиран бин Амир Исфахасалар семьи Бакр из Бухары. Да благословит Аллах их могилы и сделает Рай их постоянным пристанищем. Умер 9 сафара 702 (1302 год)».
Некоторые надгробия на мусульманских кладбищах имеют надписи на китайском. Большинство из них появились уже во время династии Мин, поскольку именно после 14 века мусульмане в Поднебесной стали использовать для письма китайский язык. Возможно, эти надписи были добавлены позднее.
Надгробный камень с арабскими и китайскими надписями, относится приблизительно к династии Южная Сун (112 —1279 годы). Высечено на китайском «Могила иностранного торговца».
Ещё одна надгробная надпись на двух языках. Основной текст на арабском: «Всякая вещь погибнет, кроме Его лика. Только Он принимает решения, и к Нему вы будете возвращены»( сура «аль-Кассас», 28:88). Надпись на китайском гласит: «Командир иностранцев (фань). Погиб 1 числа 4 месяца».
Все эти надгробные камни имеют огромную историческую ценность, поскольку содержат достоверную информацию о жизни и быте мусульман в период зарождения Ислама в Китае. Поэтому в 1961 году руководство провинции Фуцзянь объявило гробницы в Лин Шань и мечеть Асхаба охраняемыми монументами. Вот уже более 30 лет правительство постоянно выделяет средства на реконструкцию и поддержку этих строений. Эти два места обозначены как важнейшие достопримечательности на всех туристических картах Цюань Чжоу, а при входе на территорию кладбища появилась вывеска «Священные исламские могилы Лин Шаня».
У китайских мусульман известно пять типов захоронений. Большинство из них — это гуму, также известные как хуэйхуэй фень (мусульманские могилы), бабаму и шайхайфень (могилы праведных предков, учёных, педагогов). Они были возведены в честь известных алимов и мусульманских общественных деятелей со времён династии Тан (618—907 годы). Древние усыпальницы расположены в провинциях Гуанчжоу, Цюаньчжоу, Фучжоу, ханчжоу, Янчжоу, Наньцзин, Кунмин и острове хайнань. Как правило, они очень простые и не содержат украшений. Такие гробницы не поражают масштабом — это присуще и большинству современных сооружений.
Второй тип — гунбей (от арабского кубба, что означает «купол»). Это место — мусульманское кладбище основателей суфийских орденов (меньхуань) и знаменитых учёных. В таких комплексах могила является центром гробницы, и особенностью большинства из них считается большой купол в арабском стиле. Все пристройки выполнены уже в китайском стиле. Они включают молитвенный зал, комнату для медитаций, жилую комнату, спальню и минарет. Гунбей — это не только мемориал, но и важный религиозный центр местных мусульман.
В Синьцзяне могилы известных исламских учёных, людей и членов элиты называются мачжа. Их архитектура роскошна и напоминает дворцовую. Как и гунбей, эти усыпальницы служат местом для сбора общины, обучения и поклонения.
Обычные мусульманские кладбища в Китае называются хуэймин гунму или чаще иди. Большинство из них расположено в окрестностях городов, где проживают исламские общины. Семейные гробницы, наоборот, находятся в сельской местности. Могилы обычных мусульман обычно более просты и имеют единственное надгробие, которое лишь отмечает место захоронения. Практически все надписи на них выполнены на арабском или персидском языках.
Наиболее почитаемое мусульманами место — гробница Аппака-ходжи в Кашгаре. Она также известна под названиями «Хазлат мачжа» (могила святого), «могила ходжи». Её также причисляют к важнейшим исламским святыням региона. Внутри этого мавзолея имеются 72 гробницы пяти поколений членов рода Аба-Ходжи, прославленного мусульманского проповедника и правителя Кашгарии XVII в.
Начало строительства датируется 1607 годом. В 19 веке были проведены работы по реконструкции гробницы, в 1956 году она была восстановлена и в 1996-ом отреставрирована на средства государства. В наши дни усыпальница Аппака-ходжи является достопримечательностью не только для мусульман — многие туристические маршруты не обходятся без посещения этого места.
Китайский город Линься занимает особое положение, потому что там находится известный мавзолей Юй-Баба — главного наставника. Усыпальница также известна под названием Бей Чэнь Цзяо Гунбей (мавзолей у Северного угла городской стены). Комплекс дважды был разрушен — сначала во время восстания 1928 года, а затем в эпоху культурной революции в 60-ые годы. Здание восстановили только в конце 20 века. Мавзолей примечателен не только архитектурой, в которой переплелись китайский дворцовый стиль фасадов и внутреннее арабское убранство, но и тем, что в нём находится силсиля — духовная генеалогия шейхов.