Несмотря на то, что Ислам формирует каждый аспект нашей жизни, многие ошибочно полагают, что мусульманин имеет дело только с религиозными или социальными вопросами. Однако в Коране подчеркивается: «Скажи: «Воистину, моя молитва, мое поклонение [Аллаху], жизнь моя и смерть — во власти Аллаха, Господа [обитателей] миров» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 162).
Признание того факта, что жизнь делится на две части — земную и вечную, заставляет нас задуматься о связи между ними. Быть продуктивным в этой жизни, но пренебрегать будущей — это жалкий провал. Мусульманин должен стремиться достичь такого успеха, который приведет к получению как можно большего числа благ в вечном мире. Об этом сказано в Коране: «Каждый непременно вкусит смерть. И, воистину, в День воскресения вы, будете сполна вознаграждены. Тот, кто будет отрешен от огня и введен в рай, обретет блаженство. А земная жизнь — лишь [преходящая] утеха обольщением» (Сура «Али Имран», 3 / 185).
Это ключевое отличие между понятием продуктивности у мусульман и немусульман. У многих атеистов нет ясного представления о том, что произойдет после смерти, и они не могут увидеть связи между вечной и земной жизнью. Это ведет к духовной пустоте, которая может быть заполнена привязанностью к Творцу.
Мусульманин должен достичь успеха в бренном мире, но при этом направлять усилия с пользой для вечной жизни. Поэтому верующим нужно внимательно смотреть, в каких делах участвуют. Ибо каждая секунда на земле имеет огромную ценность. Об этом говорится в аяте: «Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него» (Сура «аль-Зальзаля», 99 / 7 – 8).
Этот подход требует от человека привязанности к Всевышнему и будущей жизни. Размышления о том, как заслужить Его довольство, даруют людям спокойствие, так как му`мины знают о существовании связи между обоими мирами. Если мы помогаем другим с правильным намерением – ради Аллаха, тогда этот поступок помогает нам заслужить саваб и награду в вечной жизни. Это обусловлено тем, что человек действует, чтобы угодить своему Творцу, а не кому-либо еще. В Коране сказано: «Воистину, те из людей Писания и многобожников, которые не приняли [новую веру], окажутся в адском огне, пребудут там вечно. Они — наихудшие из созданий» (Сура «аль-Байина», 98 / 5).
Немусульманский взгляд на продуктивность фокусируется только на прибыли, а в некоторых случаях — и на самом действии. Это во многом исключительно материалистический подход. Мусульманский взгляд на продуктивность чрезвычайно зависит от той прибыли, которую человек может получить для будущей жизни. Известен хадис: «Действия оцениваются по намерению, и каждый человек получает то, что он заслужил своими помыслами» (Бухари).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)