Что такое исламская музыка и как она используется в богослужениях? Допустимо ли мусульманам слушать музыку и исполнять нашиды? Хадиджа, Узбекистан.
Одна из главных особенностей музыки Востока — многовековое сосуществование множества очень разных, несхожих между собой этнорегиональных музыкальных традиций. Их стилистическое разнообразие заметно даже внутри объединенных Исламом культур. Но есть и общее понимание, связанное с представлениями о греховности музыки и, соответственно, незаконности музыкального творчества.
Мнение о запрете на пение, игру на музыкальных инструментах и на само их слушание одинаково распространено среди мусульман Ближнего Востока и в Центральной Азии, Африке, Индии, России, Китае. Ученые уже почти полтора тысячелетия спорят об этом, приводя доводы из Корана и хадисов. Многие сходятся в том, что, во-первых, в Коране нет прямых указаний на запретность музыки, а во-вторых, музицирование действительно может быть осуждаемо в ситуациях, когда оно способствует духовному растлению.
Авторитетный исламский богослов Абу Хамид Мухаммад аль-Газали обосновал невозможность полного запрета музыки как таковой и ее воздействие на нравственное состояние человека. Звуки азана, красивого чтения Корана оказывают благотворное влияние на верующих. Музыка проявляется не только в призыве к молитве, но и в зикре, и в нашидах — песнопениях религиозного содержания.
Азан
Азан (в переводе с арабского «объявление, приглашение») — это призыв к мусульманской молитве и одновременно открытое провозглашение веры. Азан произносится с минарета муэдзином перед ежедневным пятикратным намазом. Для немусульман это самый заметный звуковой символ Ислама. Отличия азана от других сигнальных форм приглашения на молитву в том, что здесь используется слово — важнейший элемент исламского ритуала. Центр текста — свидетельство веры: «Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад — Его Пророк и Посланник».
Аллах велик! (4 раза)
Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха! (2 раза)
Я свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха! (2 раза)
Идите на молитву! (2 раза)
Ищите спасения! (2 раза)
Молитва лучше сна! (2 раза — в призыве к утренней молитве)
Аллах велик! (2 раза)
Нет Бога, кроме Аллаха!
Мастерское исполнение азана превращает его в своеобразную звуковую композицию, где проявляются важнейшие характеристики музыки мусульманского Востока — импровизационность и орнаментальность.
У опытного исполнителя азан может звучать каждый раз по-новому (при точном сохранении текста) благодаря использованию разных музыкальных средств, в частности так называемых макамов, используемых и в рецитации Корана.
Чтение Корана
Чтение Корана — это одно из важнейших богослужений в Исламе. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманской умме: «Украшайте Коран своими голосами».
В самой же священной книге сказано: «Или чуть больше того и читай Коран отчётливо» (сура «аль-Муззаммиль», 73 / 4).
Главный критерий в искусстве чтения Корана — безукоризненное, чистое произнесение Слова Аллаха и звуковое совершенство.
Существует множество стилей рецитации Корана, определяемых как принадлежностью чтеца той или иной школе или влиянием локальных музыкальных традиций, так и задачами чтения. Например, в домашних условиях и при обучении текст произносится просто, с минимальным распевом, поскольку все внимание уделяется верному произнесению аятов. Исполнение профессиональных чтецов, кари, и хафизов перед слушательской аудиторией может превращаться в выступление, подобное концертному — и по эмоциональности, и по уровню мастерства чтеца.
В рецитации Корана сфокусированы многие характеристики звукового искусства Ислама: это устная традиция, где исполнитель каждый раз становится автором новой музыкальной композиции. Доскональное знание правил произнесения текста Корана, включая соблюдение пауз — важнейшего элемента рецитации, сочетается здесь с блестящей вокальной техникой и импровизаторским мастерством. В примерах чтения Корана признанными кари всегда обнаруживаются точное ощущение мастером аудитории и контакт со слушателями, которые чутко реагируют на искусное произнесение текста и исполнение макама.
В ХХ веке в исламском мире и за его пределами распространилась практика проведения конкурсов по чтению Корана, в том числе особые соревнования для женщин, а также для детей и подростков. Демонстрируя блестящее знание священного текста, юные чтецы подтверждают преемственность традиций.
Зикр
Зикр (в переводе с арабского «поминание») — это ритуал поминания Всевышнего Творца, основанный на повторе отдельных слов, например «Аллах», или фраз. Среди наиболее часто звучащих зикров — первая половина шахады «Ля иляха илляЛлах» («Нет Бога, кроме Аллаха»).
Хотя зикр присутствует и в повседневных богослужениях мусульман, он также известен как элемент ритуалов и может отличаться по формам. В первую очередь он делится на «тихий» (произносимый про себя) и «громкий» (произносимый вслух).
У «громких» зикров может быть множество форм: исполнение унисоном голосов в сопровождении инструментов (чаще всего ударных) или без них; сольный распев фраз, произносимый сидя или в движении. Самое важное здесь — ритм постоянного повтора слов и фраз-формул, восхваляющих Единого Аллаха.
Подготовила Гузэль Сайфуллина