Благодаря разнообразию видов, музыка играет важную роль в социально-культурной жизни любого общества. Музыке столько же лет, сколько всему человечеству. Каждая культура имеет свои музыкальные традиции. Мелодии пастухов, стерегущих свои стада, смешивались с гулом караванов, им сопутствовало множество различных музыкальных жанров от дворцового и религиозного до развлекательного. Музыка перетекала от свадебных застолий к полям сражений, от радости к печали, и от сердца к сердцу.
Музыка – это сочетание красивых звуков. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) советовал читать Коран по правилам чтения и приятным голосом. Ослиный рев, разносящийся на всю округу, был признан нашей священной книгой отвратительнейшим звуком (Сура «Лукман», 26/19). В жизни человека редко бывает только хорошее или только плохое. Обычно проблемы создают соседство добра со злом, либо использование одного ради другого.То же самое с музыкой. В мусульманских источниках ведутся оживленные споры по поводу разрешенности или запрещенности музыки. Однако в понимании и правильной оценке данной темы важную роль играют примеры из жизни Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Попытаемся разобраться, как относились к музыке во время Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и каков был его пример в этом.
Несомненно, что традиционная арабская музыка не могла измениться мгновенно после прихода Ислама. Однако, благодаря наставлениям Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), после того как людям стало доступно Откровение, произошли многие изменения в музыкальной культуре того времени: смысловые составляющие песен поменялись, из текстов исчезли слова и сюжеты об идолопоклонничестве, распущенности и пороках. В песнях пели о вере, добре, любви, о взаимном понимании.
Очевидно, что во времена Пророка (саллялаху алейхи ва саллям) музыку исполняли по различным поводам.Одна из подобных ситуаций – путешествия. Примеры, рассказываемые из жизни Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), свидетельствуют о том, что во время походов он просил людей с соответствующими способностями декламировать стихи и петь песни.С уществующую с тех пор арабскую традицию называют «хыда».Таким образом, исполняя песни, одновременно подгоняли верблюдов и оживляли путешествие. Например, в одном из походов, сахаб по имени Анджаша (радияллаху анху) излишне подстегнул животных своим пением. На это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил: «О, Анджаша, потише, ты разобьешь сосуды!» (Бухари, «Адаб», 90, 95), таким образом, деликатно намекая, что едущие на верблюдах женщины могут пострадать. Песня, которую хором пели в народе во время переезда Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) в Медину, до сих пор исполняется как иляхи (религиозное песнопение). Источники свидетельствуют о том, что переселенцы в Медину всегда пели песни с упоминанием Мекки. Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) музыку также исполняли на праздниках. Есть примеры, свидетельствующие о том, что Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) разрешал петь во время празднований. Когда Абу Бакр (радыяллаху анху) пытался помешать двум слугам, поющим под аккомпанемент бубна, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) напомнил, что сегодня праздник, и, соответственно, петь не возбраняется. Этот случай Айша (радыяллаху анха) описывает следующим образом: «В один из дней Курбан-байрама (праздника жертвоприношения) две наложницы (или певицы) из ансаров при мне пели песни и били в бубны. Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям), придя домой, прилег на кровати и укрылся покрывалом. Через некоторое время в наш дом вошёл мой отец Абу Бакр и поругал нас с наложницами за то, что мы в присутствии Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) издаем сатанинские звуки. На что Посланник Всевышнего (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Оставь их в покое, у каждого народа есть свой праздник, а сегодня он у нас» (Бухари, «Идайн», 2-3; Муслим, «Салат’уль-Идайн», 1479).
Также известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поощрял музыку на свадьбах, так как это являлось методом оповещения общества о данном мероприятии. Кроме того, в одном священном хадисе сказано следующее:«Сообщайте о бракосочетании всей округе, совершайте его в мечетях и бейте в барабаны» (Тирмизи, «Никях», 6).
Есть еще один пример по данной теме: выходила замуж девушка, воспитанием и содержанием которой занималась семья Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поинтересовался, посланы ли на свадьбу вместе с невестой люди, которые могут петь песни. Узнав, что их не было, Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) произнес: «Нужно было их отправить» (Ибни Маджа, «Никях», 21).
В предписаниях сахабов на свадьбах также присутствовала музыка. Например, некто по имени Амир бин Са’д поругал двух сахабов, которые участвовали в битве при Бадре, за пение ими песен в его присутствии.Однако те покритиковали такое обращение, сказав, что им было дано разрешение слушать музыку на свадьбе (Бухари, «Никях», 48). Принимая во внимание предписания времен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), можно следующим образом перечислить случаи, в которых исполнялись музыкальные произведения: свадьбы, праздники, путешествия, победы, возвращения из Хаджа и походов, не возбраняемые Шариатом развлечения.
Читать по теме: Музыка в Исламе