Человек владеет только тем, что определено ему Божественной Волей и Желанием, и поэтому должен неустанно выполнять повеления Аллаха и избегать того, что Он запретил, не следовать желаниям нафса. Осознав своё положение перед своим Владыкой, человек сможет понять суть муджахады — усердия на пути Аллаха.
Известно от Саида бин Абдульазиза, через Рабия бин Язида, через Абу Идриса аль-Хауляни, через Абу Зарра Джундуби бин Джунадати (радыяллаху анхум), что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) передал слова Всевышнего Аллаха:
«О, рабы Мои! Поистине, Я запретил несправедливость Себе (зульм) и сделал её запретной для вас — так не притесняйте же друг друга!
О, рабы Мои, кроме тех, кого Я наставил, вы все в заблуждении — так просите же у Меня наставить вас на истинный путь, и Я вас наставлю!
О, рабы Мои, вы все голодные, кроме тех, кого Я накормил — так просите же Меня накормить вас, и Я вас накормлю!
О, рабы Мои, вы все нагие, кроме тех, кого Я одел — так просите же Меня одеть вас, и Я вас одену!
О, рабы Мои, грешите вы ночью и днём, а все грехи прощаю Я — так просите Меня простить вас, и Я вас прощу!
О, рабы Мои, вы никогда не сможете причинить Мне вреда или принести пользы!
О, рабы Мои, если первые и последние из вас, люди и джинны, станут такими же, как один из вас с самым богобоязненным сердцем — это ничего не прибавит в Моих владениях!
О, рабы Мои, если первые и последние из вас, люди и джинны, станут такими же, как один из вас с самым нечестивым сердцем — это ничего не убавит в Моих владениях!
О, рабы Мои, если первые и последние из вас, люди и джинны, соберутся вместе и станут просить у Меня, а Я дам каждому то, что он просит, это уменьшит Мои Владения настолько, насколько игла уменьшит море, если опустить и вынуть её!
О, рабы мои, поистине — это ваши дела, которые Я исчислю, а затем верну вам. И тот, кто обретёт благо, пусть восхвалит Аллаха. А тот, кто найдёт иное, пусть не винит никого, кроме себя!» (Муслим, «Бирр», 55).
Саид ибн Абдульазиз сказал, что, когда Абу Идрис Хауляни передавал этот хадис, он становился на колени.
Ахмад бин Ханбаль (рахимухуллах) подчёркивал, что из всех хадисов, которые переданы от жителей Шама, этот имеет самый достоверный риваят.
В хадисе говорится о положении раба Аллаха перед своим Господом. Возможно, поэтому имам Навави привел этот хадис последним в разделе «Муджахада». Не добавляя ничего от себя, мы кратко поясним некоторые темы, затронутые в хадисе:
Аллах справедлив, не делает зульм. Он оповестил Своих рабов, что не будет притеснять их, и запретил им притеснять друг друга. Аллах превыше того, чтобы несправедливо притеснять кого-либо: «Я запретил Себе зульм».
Аллах наставляет на истинный путь. Мы сможем обрести истинный путь, только если нас наставит Сам Аллах. Поэтому нам необходимо постоянно обращаться к Нему так, как говорим в намазе при чтении суры «Аль-Фатиха» – «Веди нас прямым путем!»
Аллах определяет пропитание (рызк). Аллах уменьшает и увеличивает рызк кому пожелает. Заработок людей может различаться, даже если они заняты одинаковой работой и затрачивают одинаковые усилия. Рабы Аллаха имеют пищу, одежду и всё, что у них есть, только по Его Милости. Человек сам не найдёт, чем продолжить свою жизнь. Поэтому мы должны просить у Него пропитание, одежду, а также все, в чём нуждаемся.
Нет раба без недостатка. Человек ошибается, но Аллах Всевышний прощает все грехи, кроме куфра и ширка. Ворота покаяния открыты постоянно, поэтому денно и нощно мы должны молить Аллаха, чтобы Он простил нас.
Никто не способен причинить Аллаху Всевышнему вреда или принести Ему пользу. Даже если все рабы Аллаха станут праведниками, они не прибавят этим ничего к Его Владениям, а если станут нечестивцами, то не убавят ничего из Его Владений — добро и зло мы совершаем только для самих себя.
Щедрость Аллаха безгранична. Если все творения Аллаха будут просить у Него, собравшись вместе, а Он даст каждому из них то, что он просит, то не убавится ничего в Его Владениях, как не убавится в океане, если окунуть в него иголку, а потом ее вынуть. Рабы Аллаха не могут обеднить своего Господа, причинить Ему вред или нанести ущерб.
По Воле Аллаха ангелы записывают наши деяния. В Судный День перед нами предстанет все, что мы совершили. Если добрых дел будет много, мы должны благодарить Аллаха, возносить ему хвалу, если нет — никто не виноват в этом кроме нас, ведь каждый найдёт только то, что сделал сам.
Этот хадис служит человеку ориентиром, освещая его положение и главные цели в этой жизни. Пусть Аллах Всевышний поможет нам в усердии стать Его достойными рабами! Аминь!