Деревня Наби Самуэль, которая, несмотря ни на что, пытается сохранить палестинскую идентичность, продолжает ждать внимания со стороны мирового мусульманского сообщества. Она расположена к северу-западу от Иерусалима — на холме на высоте 890 метров над уровнем моря.
Из-за наличия источников воды и стратегического положения, позволяющего наблюдать Средиземное море, это место на протяжении веков привлекало внимание государств, располагающихся на этих землях.
Во времена римлян здесь был построен замок, по приказу омейядского халифа Абдуль-Малика ибн Марвана была благоустроена находящаяся здесь гробница, которая, как предполагается, принадлежит пророку Самуилу (считается, что он жил незадолго до Давуда). При крестоносцах здание использовалось как церковь, а во времена Салах ад-Дина Айюби было превращено в мечеть. Минареты были добавлены мамлюками.
Из-за своего стратегического положения в XX веке деревня Наби Самуэль стала местом кровопролитных столкновений. В 1917 году здесь шли бои между турецкой и британской армией, а в 1948 году иорданские войска противостояли сионистам. Могилы иорданских солдат можно увидеть рядом с мечетью.
Наби Самуэль был захвачен Израилем в 1967 году. Новые власти сразу же начали вводить свои порядки. В 1971 году дома вокруг мечети были разрушены, местным жителям пришлось переселяться в дома, расположенные ниже, а некоторые вообще предпочли покинуть деревню.
Считается, что могила пророка Самуила находится в пещере под мечетью, часть которой выделена под синагогу – в нее была превращена женская часть мечети. Но, к сожалению, в настоящее время мусульмане посещают это место довольно редко. Хотя чтение азана разрешено, громкоговоритель при этом использовать нельзя.
В 2000 году Израиль присвоил мечети и деревне статус «национального парка», вынудив проживающих в деревне палестинцев покинуть этот район. В деревне, где сегодня проживает 250 человек, строительство новых домов и ремонт существующих не разрешается.
Палестинцы, проживающие в деревне Наби Самуэль, имеют палестинские удостоверения личности, как их соотечественники, проживающие на Западном берегу. Но им запрещено въезжать в такие города, как Иерусалим и Яффа.
У них нет ни израильских паспортов, таких, как у «арабов-48» (арабов, которые проживают на территории Израиля и не желают называться израильтянами), ни «удостоверений личности жителя Иерусалима», как у палестинцев, проживающих в Восточном Иерусалиме.
Когда молодые люди из деревни хотят вступить в брак, им нужно хорошенько подумать над выбором спутника жизни, потому что супруг не сможет переехать в деревню. Поэтому паре придется или покинуть деревню, или отказаться от брака. Все эти факторы, а также целенаправленная израильская политика переселения приводят к тому, что население деревни уменьшается.
Отсутствие пунктов медицинской помощи, пожалуй, самая большая проблема, с которой сталкиваются жители Наби Самуэль. В случае проблем со здоровьем им приходится отправляться в Рамаллу. Точно так же учителя и некоторые ученики начальной школы в деревне каждый день ездят из Рамаллы в Наби Самуэль, чтобы школа не закрывалась. В результате этого жителям деревни иногда приходится в течение нескольких часов ожидать на контрольно-пропускном пункте.
Деревня Наби Самуэль, которая, несмотря ни на что, пытается сохранить свою палестинскую идентичность, продолжает ждать внимания со стороны мирового мусульманского сообщества. Как крик в тишине…
Ибрахим Фуркан Оздемир / Исламосфера