Какое место занимал намаз в жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям)?
Для верующего человека намаз — самое важное богослужение. Если намаз совершён безупречно, то он дарует атмосферу приближенности Всевышнему. И жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) формировалась под влиянием этого поклонения.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ждал наступления времени намаза, оставлял все дела и погружался в молитвенное состояние. Он был щепетелен и внимателен к богослужению: совершал его сразу после азана и советовал умме поступать так же.
Аллах повелел совершать намаз, и с первых дней Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) и его близкие, его супруга Хатиджа и племянник Али читали коллективную молитву. Чтобы не лишиться духовного умиротворения, они выходили за пределы Мекки и в тихом месте совершали намаз.
Помимо фардов, обязательных молитв, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) совершал дополнительные богослужений. Перед фард-намазом он совершал намазы-сунны, после утреннего намаза — намаз ишрак, когда усиливалась знойная жара — намаз духа, после вечерней молитвы — намаз аввабин, перед сном — 4 ракаата намаза, днём, после омовений — намаз вуду. Поэтому сердце Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) всегда находилось в молитвенном состоянии.
Он с особым трепетом относился к намазу тахаджуд, совершая его долго, и не оставлял даже во время походов. Благочестивая Айша (радыяллаху анху) видела, как у него опухали ноги из-за долгого нахождения в кыяме (предстоянии), а место совершения сажда (земной поклон) становилось влажным от слёз.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз перед дорогой и по возвращении. А когда находился в пути, сидя на верблюде, всю дорогу был занят молитвами.
Если Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) радовался, получал хорошее известие, видел результаты принятой молитвы, он совершал намаз-благодарность (шукр-намаз) и долго находился в сажда, земном поклоне (Абу Давуд, «Джихад», 162 / 2774—2775; Ибн Маджа, «Салят», 192).
Если при чтении Корана речь шла о сажда, он немедленно совершал земной поклон. И если происходили печальные события, если Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) был задумчив или огорчён, то находил утешение в намазе (Муслим, «Зикр», 83; Абу Давуд, «Татавву», 22 / 1319).
При затмении Солнца или Луны, во время экстренных событий, перед лицом исключительного проявления Божественной Мощи и Воли он неизменно обращался к молитве. Во время засухи Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намаз истиска, в определённые моменты — тасбих-намаз. Когда ему требовалось принять трудное решение, он совершал намаз-истишара и просил Всевышнего о благе во всём. А в Рамадан он с огромным воодушевлением и радостью совершал таравих-намаз.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершал намазы в состоянии душевного подъёма, с огромным вниманием относился ко всем рукнам, чётко и ясно читал Коран. Он полностью погружался в молитву, осознавая, перед Кем находится в этот момент.
Сахаб Абдуллах бин Шиххыр (радыяллаху анху) видел Пророка, совершающим намаз: «Однажды я пришел к нему. Он совершал намаз. Он плакал, и из его груди раздавались звуки, похожие на кипящий казан» (Абу Давуд, «Салят», 156—157 / 904; Ахмад, IV, 25, 26).
Всевышней требует от Своих рабов совершать намаз в гармонии сердца и тела. В аяте говорится: «Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при [совершении] молитв» (Сура «аль-Муминун», 23 / 1—2).
О тех, кто не вкладывает в молитву душу, а лишь соблюдает форму, сказано: «Горе же тем молящимся, которые не читают молитвы истово» (Сура «аль-Маун», 107 / 4—5).
Стоит задуматься об участи тех, кто небрежно относится к намазам. Попавшие в ад признавали: «Мы не творили обрядовую молитву» (Сура «аль-Муддассир», 74 / 43).
Намаз является ключом к Раю (Ахмад, III, 340). Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал часто совершать земные поклоны (Муслим, «Салят», 225, 226; Ахмед, III, 428, 500).
Намаз помогает сделать веру совершенной. Поэтому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял государственных деятелей призывать людей искренне совершать молитву, укрепиться в совершении обязательных намазов. Перед отправкой в Йемен его любимый ученик Муаз получил напутствие: «Ты идёшь в обществе Людей Писания, призови их понять и свидетельствовать, что нет бога, кроме Всевышнего и что я Его Посланник. Если они примут твой призыв и последуют ему, то сообщи им, что Всевышний обязал мусульман каждый день совершать намаз пять раз в день. И если они примут это и будут так действовать, то сообщим им, что в их обязательство входит закят: отдавать часть имущества богатых в пользу нуждающихся. Если они и это примут, то остерегайся принять в качестве закята самые дорогие и ценные вещи, бери среднее. Бойся беддуа несправедливо ущемлённого, потому что между его молитвой и Всевышним нет завесы» (Бухари, «Закят», 41; Мегази, 60; «Таухид», 1).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о важности намаза: «Воистину, между человеком и ширком или куфром — оставление молитвы» (Муслим, «Иман», 134).
О намазе, выполненном искренне и от души, сказано в аяте: «Читай им [, Мухаммад,] то, что дано тебе через откровение в Писании, верши обрядовую молитву, ведь она оберегает от мерзких поступков и предосудительного. А поминание Аллаха — самое главное. Аллах ведь знает о ваших деяниях» (Сура «аль-Анкабут», 29 / 45).
Один человек пожаловался Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): «Мой сосед по вечерам совершает намаз, а утром — воровство».
Он услышал в ответ: «Если он по-настоящему молится, то аяты, которые он читает, направят его к благочестию и таква, отдалят от дурных деяний» (Ахмад, II, 447).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) всегда призывал сахабов совершать намаз коллективно: «Если вы заметили, как кто-то постоянно ходит в мечеть, то будьте свидетелем того, что он верующий» (Ибн Маджа, «Месаджид», 19).
Когда Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) заходил в мечеть, он отмечал взглядом каждого сахаба. Если кто-то не мог прийти из-за болезни, обязательно навещал, и читал дуа за тех, кто отправился в путь. Если он замечал, что на коллективный намаз пришли старики, больные или дети, то старался читать Коран короче, движения делать мягче.
Однажды ослепший сахаб Абдуллах ибн Умму Мактум (радыяллаху анху) спросил:
— О, Пророк! В Медине появилось очень много ядовитых насекомых. Я боюсь, что они могут нанести мне вред. Может быть, мне не ходить на коллективный намаз, а молиться дома?
Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) воскликнул:
— Ты слышишь слова азана? В таком случае не останавливайся и приходи в мечеть (Абу Давуд, «Салят», 46 / 553).
Молитва для Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была центром жизни. Он говорил: «Намаз — свет моих очей» (Насаи, «Ишаратун-Ниса», 1).
В свой последний час он завещал умме относиться к намазу с особым вниманием (Абу Давуд, «Адаб», 123—124).
О, Всевышний, помоги нам полюбить намаз так, как любил его Твой Пророк! Надели нас уделом получить духовный заряд от намаза. Благослови нам возможность совершать земные поклоны и молиться с огромные желанием и искренностью! Аминь.