Разъясните, пожалуйста, предписания Ислама насчет больных эпилепсией. Должен ли больной эпилепсией, достигший возраста совершеннолетия, выполнять обязательный намаз?
Эпилепсия – хроническое неврологическое заболевание, которое характеризуется, возникающими внезапно и повторяющимися приступами. Некоторые формы сопровождаются судорогами, утратой сознания и другими симптомами.
Относительно этого вопроса дается следующее шариатское заключение.
Если у человека случился приступ с последующей потерей сознания и он не приходил в себя в протяжение всего времени намаза, то возмещать молитву не обязательно, а желательно. Если же он очнулся, то совершение намаза этого времени и предыдущего намаза, который можно с ним объединить, если он в период этого намаза тоже находился без сознания, обязательно.
Так, если человек очнулся во время предзакатного намаза, то обязательно совершение предзакатного и возмещение обеденного намаза, если за весь промежуток обеденного намаза тоже находился без сознания.
Если очнулся во время ночного намаза, то ему обязательно возмещение вечернего намаза, но не наоборот. Если очнулся в обеденное время и снова потерял сознание, пока не наступил вечерний намаз, он обязан возместить только обеденный намаз, но не предзакатный.
В случае, если он пребывал в сознании на какое-то во время вечернего намаза, но потерял его на всю ночь до утренней молитвы, он возмещает только вечерний намаз, но не ночной. В остальных случаях человек, который страдает подобной болезнью, обязан совершать намазы своевременно, пока он находится в сознании и имеет возможность выполнять богослужение.
Если человек потерял сознание после наступления времени намаза, но с момента его наступления он находился в сознании на такое время, за которое можно было бы совершить намаз, состоящий только из обязательных действий, то возмещать нужно именно этот намаз, но не последующий.
Также учитывается время, достаточное для совершения малого омовения в том случае, если страдающий эпилепсией является тем, кому обязательно совершение омовения после наступления времени намаза («Мугни аль-Мухтадж», т. 1, с. 314; «Тухфат аль-Мухтадж», т. 1, с. 454).
Аллах знает лучше.