Совершать намаз, посвятив воздаяние за него отцу и матери, является Сунной. Это было привычным делом для наших праведных предшественников.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: “Если кто-то вечером на пятницу между вечерним и ясту намазами совершит намаз в два ракаата, в каждом из которых после суры “Фатиха” пятнадцать раз прочтет “Аятуль-Курси” и пятнадцать раз суру “Ихлас”, и затем двадцать раз произнесет салаваты и саваб за это посвятит душам отца и матери, то вернет им сыновий долг, совершит для них доброе дело. Аллах воздаст им. Когда он будет переходить мост Сырат, с ним справа будет Джибриль, слева — Исрафил. Ангелы будут сопровождать его, произнося такбир, тахлиль, тахмид и тамджид, прося за него прощения. Они войдут в райский сад под белым куполом, где находятся Исмаил и Исхак».
Нужно совершать намаз в два ракаата, когда идет дождь, отправляясь в путь, с пожеланием оставаться твердым в Исламе, избавившись от раздоров, а также при входе в дом и выходе из дома, для защиты от искушения.
В дошедшем от Абу Хурайры риваяте Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорит: “Когда выходишь из дома, прочти намаз в два ракаата; они защитят тебя от плохого выхода. Когда придешь домой, тоже прочти намаз в два ракаата; они тоже защитят тебя от плохого прихода” (Бухари).
Когда приступаешь к важному делу, тоже следует прочесть намаз в два ракаата. Сюда же относится и ставшее сунной чтение в мечети намаза в два ракаата перед отправлением на дальнюю дорогу, перед вхождением в ихрам, при возвращении издалека до того, как пойти к себе домой. Это поступки, которые совершал Пророк (салляллаху алейхи ва саллям).
Некоторые праведники совершали намаз в два ракаата, чтобы выразить благодарность Всевышнему за съеденный ими кусочек хлеба и за выпитый глоток воды.
Если кого-то при чтении нафиль-намаза позовет мать, то он ответит “слушаю”. Если же позовет отец, то он не станет отзываться. Из Сунны известно: “Когда читающего нафиля-намаз позовут его родители, то он может не отзываться, если им ведомо, что он на намазе. Если же они не знают об этом, то он должен ответить. Если же читающего фарз-намаз позовут его родители, то он не станет отвечать, пока не завершит намаз.
Однако если этот зов содержит просьбу о помощи, то и фарз-намаз может быть нарушен. Нарушать обязательный намаз без крайней необходимости неприемлемо. Если есть опасность упасть с крыши, оказаться в огне или утонуть в воде, то молящийся может прервать фарз-намаз”.