Несколько лет назад я поступил несправедливо по отношению к одному человеку, но потом долго просил у него прощения. Я до сих пор испытываю муки совести, хотя в итоге раскаялся, сделал тауба и истигфар. Могу ли я узнать, приняты ли мои извинения?
Порой мы сознательно или нечаянно причиняем боль другим людям и нарушаем их права. Однако мусульманин должен уважать свободы Аллаха, окружающих и мира. Чтобы не нарушить права Всевышнего, нужно выполнять своё предназначение и быть Его рабом.
При нарушении прав другого человека обязательно следует восстановить справедливость и возместить материальный ущерб, если он был причинён. В хадисе говорится: «Если кто-то нарушил права ближнего, если кто-то по несправедливости нарушает права своего брата, положил глаз на его имущество или совершил нечестивый поступок, то пусть до наступления дня Кыямата, когда ни за что нельзя будет рассчитаться золотом и серебром, постарается исправить ситуацию и просит прощения. Иначе, сколько бы он ни сделал благодеяний, всё будет отнято у него и передано обиженному. И если же у нечестивца нет добрых поступков, тогда он возьмёт на себя грехи того человека» (Бухари, «Мезалим», 10).
По совету Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), единственный выход из подобной ситуации — разрешение конфликта между обидчиком и обиженным. Для этого нужно извиниться перед человеком, по отношению к которому вы поступили несправедливо. Если вы нанесли урон его имуществу, то выплачивайте долг по мере своих возможностей.
Если обиженный вами человек отнесся с пониманием и простил, то ваша ответственность стёрта. Как сказано в Коране, если вам прощены грехи, то вы будете освобождены от наказания в Судный День и от наказания. Однако если вы так и не обрели душевное спокойствие, то делайте тауба и истигфар. Сожаление о содеянном приводит к раскаянию. В хадисе сказано: «Тот, кто сделал тауба, очистится, словно не совершал греха. И вас отпустит состояние тревоги» («Ат-Таргиб ват-Тархиб», 2 / 97).
О принятии раскаяния говорил Пророк (салляллаху алейхи ва саллям): «Человек, который после совершения греха попросил прощения и встал на путь исправления, похож на закованного в узкую кольчугу. Если после совершения греха он сделает доброе дело, то с кольчуги слетит одно звено. Так постепенно мусульманин сможет освободиться от надетой на него стальной паутины» («Ат-Таргиб ват-Тархиб», 4 / 106).
Если мусульманин, совершивший грех по отношению к ближнему или Всевышнему, испытывает сожаление и зарабатывает саваб, если он укрепляет иман, стремится понимать Коран и жить по его предписаниям, то к нему вернутся внутренний покой и ощущение счастья. Так происходит, когда мусульманин искренне раскаялся и сделал всё возможное для исправления ситуации, а теперь надеется на прощение Всевышнего.
В Коране говорится: «Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О, рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный»» (Сура «аз-Зумар», 39 / 53).
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)