Упомянутое в Священном Коране благочестие, которое состоит в «умении жертвовать тем, что более всего тобой любимо», – одно из проявлений великой любви. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) стал наилучшим примером благонравия. Известно, что он предпочитал собственным нуждам потребности братьев по вере.
Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сделал из ветки дерева мисвак две зубочистки. Одна из них получилась искривленной, другая – ровной. Он протянул ту, что была лучше, сидевшему рядом сахабу, а кривую оставил себе. Однако сподвижник смущённо сказал: «Этот ровный мисвак вам подойдет больше, о, Расулюллах».
Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «В Судный День у каждого из нас будет спрошено о том, как он соблюдал права близкого, если даже дружба длилась всего час». Так он объяснил, что этот поступок считается исаром – благонравием, которое выражается в предпочтении находящегося рядом человека (Газали, «Ихъяу Улумиддин», II, 435).
Однажды сахабы собрались в Мечети Пророка, чтобы послушать его хутбу, наполненную духовной мудростью. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал аят: «[О, последователи Ислама,] вы ни за что не станете благочестивыми, пока не будете делать пожертвования на то, что [больше всего] вам дорого. И сколько бы вы ни тратили на подаяние; Аллах ведает об этом» (Сура «Али Имран», 3 / 92).
Сподвижники находились под огромным впечатлением от услышанного и думали о том, чем каждый из них мог бы пожертвовать ради нуждающихся. Вдруг поднялся Абу Талха (радыяллаху анху), и его лицо светилось божественным нуром. В то время он владел огромным садом финиковых пальм, который очень любил. Сахаб часто приглашал туда Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), и его присутствие осеняло этот сад особой благодатью.
Абу Талха (радыяллаху анху) воскликнул: «О, Посланник Аллаха! Для меня нет ничего дороже, чем сад Байруха. Однако отныне я отдаю его Аллаху. Надеюсь, что Он одарит меня благочестием и даст мне удел в жизни вечной. Поэтому поступай с этим садом так, как укажет тебе Аллах» (Бухари, «Васая», 17).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил, что жертвовать можно даже тогда, когда кажется, что у вас ничего нет. Он наставлял Абу Зарра (радыяллаху анху), который считался беднейшим из сахабов: «Когда будешь варить суп, добавь больше воды и угощай соседей!» (Муслим, «Бирр», 142).
Поэтому истинный му`мин должен обладать чувствительностью, состраданием, щедростью и милосердием. В современном мире немало нуждающихся в серьезных пожертвованиях и благотворительности. К тому же нельзя забывать, что на месте угнетенных и нуждающихся мог бы оказаться любой из нас. И потому садака и исар больным, терпящим лишения, инвалидам, одиноким, голодным – это наша благодарность Всевышнему.
О, Аллах! Пусть довольство и радость сердец обездоленных наполнят духовностью нашу земную жизнь, станут поддержкой в Ахирате и счастьем в садах Рая. Пусть все проявления сострадания станут бесценными сокровищами нашей духовности. Надели нас долей того самоотречения, которым была наполнена жизнь Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и всех выдающихся мусульман. Аминь!
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)