«Намаз – опора религии», – это достоверный хадис Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Намаз – понятие многогранное, дать ему четкое определение невозможно, слов будет недостаточно, чтобы раскрыть все его смыслы. Скажем лишь, что его уровень и значимость в мирской жизни соответствуют возможности лицезреть Всевышнего в мире вечном.
Когда человек принимает решение идти по Пути покорности Всевышнему и становится мусульманином, он начинает по-новому строить свою жизнь, строит ее на очень прочном, чистом фундаменте, каким является намаз. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о том, что Ислам держится на пяти основах: свидетельстве веры, намазе, посте в месяц Рамадан, закяте, хадже. Намаз же является основополагающим, собирающим воедино, центральным среди всех пяти видов богослужения. Если намаза нет, то соблюдение всех остальных основ не имеет значительной силы, как армия без полководца… Конечно, это не означает, что, если человек не совершает намаз, но соблюдает другие виды богослужения, он лишен саваба от Всевышнего. Но в первую очередь (после Имана) именно о намазе будет спрошено с каждого раба в Судный день.
Важно обратить внимание и на качество совершения намаза. Оно является показателем нравственности человека. Как-то раз Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорит одному из сахабов: «Кумфасалли!» («Встань и повтори намаз еще раз»). Сахаб заново совершает намаз. Пророк снова произносит: «Кумфасалли». Сахаб совершает намаз еще раз. После этого он обращается к Пророку: «О Пророк Аллаха, скажи мне, в чем моя ошибка?» Пророк говорит: «Ты должен совершать намаз в соответствии с адабом намаза». Таким образом, в намазе важно не только направить свое тело в сторону Киблы, но и устремить сердце к Аллаху.
Что такое настоящая нравственность? Нравственность человека – это прочная связь с Творцом, и на ее основе гармоничная связь с миром сотворенных созданий. Человек может научиться строить диалог с людьми, но если он плохо относится,например, к животным, его внутренняя нравственность не будет завершенной. Если человек любит мир творений, но у него нет связи со Всевышним, то он в явном убытке…
Для того, чтобы Вера, иман, была живой, живым должно быть и общение с Аллахом. Вера – это внутреннее состояние человека, но она должна иметь еще и внешнее выражение. Намаз и является внешним выражением веры в Аллаха. Намаз – это связь человека с Всевышним, которая по сути своей должна быть непрерывной и постоянной. По Своей Мудрости, Аллах определил своим рабам отрезки времени, в которые должен совершаться намаз.
Намаз – от Веры. Он же и Страж Веры. Отрывая от суеты и устремляя к Богу, он облегчает наше земное существование. В Коране о намазе говорится особо. Что касается других видов богослужения, они хотя и обязательны для исполнения, однако в определенных условиях возможны послабления. Например, если человек болен или в путешествии, то на это время с него снимается обязанность держать пост по определенным правилам, позже долги по посту должны быть восполнены. Если у человека нет материального достатка, он освобождается от уплаты закята и от совершения хаджа. Относительно намаза Аллах Тааля не делает подобных исключений. Несмотря на то, что для мусульманина намаз становится фардом со времени наступления половой зрелости, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) настоятельно советовал мусульманам приучать детей к нему с семилетнего возраста, чтобы воспитать в человеке осознание необходимости этого столпа Ислама. Обязанность совершать намаз снимается с человека только с наступлением смерти. Женщины освобождаются от намаза на время менструаций и сразу после родов ввиду их исключительной способности к деторождению. Это особое благо для женщин. Когда они отдаляются от намаза, то скучают по нему, и это позволяет им с новой силой и с особой искренностью снова начать совершать его.
О значимости намаза перед Аллахом говорит и тот факт, что повеление исполнять столпы Ислама Аллах передал Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) через ангела Джабраиля (алейхиссаллям), в то время как повеление совершать намаз было дано Пророку (салляллаху алейхи ва саллям) во время его Ми’раджа, Вознесения, непосредственно Аллахом. Заслуживает внимания и то, что последними словами нашего любимого Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) было обращение к мусульманам: «Намаз. Намаз. Намаз».
Хатем Асам-хазрат говорил: «Как следует настройся на намаз. Потом встань так, словно Кааба находится между твоих бровей, мост Сырат – под твоими ногами, Рай — справа, а Ад — слева. Представь, что сзади стоит Азраиль, который уже пришел за твоей душой, и этот намаз последний! Со страхом и надеждой предстань пред Аллахом и искренне сделай такбир! Читай Коран с расстановкой, понимая смысл! Руку´ совершай смиренно, асаджда в состоянии хушу’. Затем тело пусть продолжит выполнять предписанные движения, душа же пусть замрет в саджда, затаив дыхание от Встречи…»