Особое внимание Ислама к неприкосновенности частной жизни привело к созданию нового архитектурного элемента. Умышленное вторжение в частную жизнь считается серьезным преступлением. Оно подпадает под категорию причинения вреда или ущерба другим людям, что недопустимо в Исламе.
Коран предупреждает о неприкосновенности личной жизни: «О, вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас злословить о своем покойном брате? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах — прощающий, милосердный» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 12).
Коран также рекомендует, как поступать в отношении частной жизни человека: «О, вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания. Если же в доме никого не окажется, то не входите, пока вам не разрешат. А если вам скажут: «Уйдите!», то уходите. Так предпочтительнее для вас, и Аллах знает о том, что вы вершите» (Сура «ан-Нур», 24 / 27 — 28).
Под «входом в дом» имеется в виду не только непосредственный вход в дом через ворота или дверь, а любое проникновение в частную жизнь. Сподвижник Абдуллах ибн Аббас говорил, что «Аллах скрывает недостатки людей и прощает их, и Он любит скрывающих».
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал верующих: «Не злословьте за спинами ваших братьев; скрывайте чужие грехи, и тогда Аллах скроет ваши».
Дом является средоточием жизни. Он должен быть спланирован и спроектирован таким образом, чтобы удовлетворять потребности его жителей. Дом – это микрокосм человеческой культуры и цивилизации. Но даже в исламской культуре, несмотря на беспрецедентную заботу о гостях, они не пользуются абсолютной свободой и не могут, к примеру, свободно гулять по дому хозяина.
По мнению исламских ученых, существует множество видов приватности. Одной из них является приватность тела. Есть приватность в еде, одежде, мебели и многом другом. Практически вся деятельность человека в определенное время и при определенных условиях содержит некоторые аспекты, которые не могут быть открыты для общественности. Существует также тайна человеческих эмоций и состояния души. Людям не нравится, когда другие люди видят их или их вещи грязными и неукрашенными.
Всевышний создал дом как место отдыха и тишины, где разум и душа укрываются от всех бед и тревог, которые человек постоянно встречает на своем пути. Дом и все, что происходит внутри него, настолько приватны, что никто не имеет права проникнуть на его территорию с помощью шпионажа и без разрешения.
Имам аль-Газали считал, что выпытывать секреты грешника запрещено. Не следует выяснять, что происходит в чьем-то доме. Этот подход рассматривается как один из главных принципов задачи предписания добра и запрещения зла.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) призывал людей не злословить за спиной друг друга, искать недостатки друг друга, ибо если кто-то ищет недостатки своих собратьев-мусульман, Аллах будет искать недостаток в нем, а если Всевышний ищет чей-то недостаток, он позорит его в его доме.
Отношение к дому как охраняемому земному раю может помочь его обитателям держаться подальше от беззаконий, творящихся во внешнем мире. Его внутренняя форма и внешние стены символически означают изоляцию от внешнего мира, а также устойчивость ко всем плохим влияниям, которые есть во внешнем мире. Именно поэтому наше понимание дома является широким – это центр развития семьи, способный, наряду с другими социальными учреждениями, преобразовывать целые общины.
Кроме того, в случае необходимости дом может в значительной степени функционировать самостоятельно, предоставляя своим жильцам руководство, способность и смелость действовать должным образом и в конечном итоге добиться успеха в жизни. Именно потому Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал людям во время каких-либо беспрецедентных волнений оставаться дома.
Дом – это личное пространство, что даже шайтан, который поклялся, что будет стараться изо всех сил, везде и при каждом удобном случае возмущать и вводить в заблуждение человека, не всегда может туда проникнуть. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда человек входит в свой дом и упоминает имя Аллаха, во время входа и во время еды, шайтан говорит: «Нет для вас здесь ни жилища, ни еды». А когда он входит и не поминает имени Аллаха во время входа, шайтан говорит: «Здесь для вас жилище». И когда он не поминает имени Аллаха во время еды, шайтан говорит: «Здесь для вас жилище и еда».
Кроме того, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям), спрашивая разрешения войти в чей-то дом, не подходил прямо к двери дома. Он стоял в правом или левом углу, говоря при этом: «Мир вам, мир вам!»
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поступал так, потому что не хотел увидеть, что происходит внутри дома, как только дверь открывалась. Большинство домов в то время были простыми с точки зрения формы и организации внутреннего пространства. В доисламский период многие дома на Аравийском полуострове не имели ни дверей, ни занавесок. Тем не менее, перед входом в дом необязательным было получения на это разрешения хозяев. Редко кого-то беспокоил вопрос о неприкосновенности частной жизни, в результате чего часто бывало, что пришедший заставил мужа и жену за занятием интимной близостью. Самое большее, что в те времена мог сказать пришедший – это «я вошел» или «это я» и тому подобное. Однако после того, как Ислам ввел концепцию защиты частной жизни, ситуация изменилась.
Омер Спахич