Однажды халифу Харуну Рашиду понравился благоухающий куст розы в дворцовом саду. Он просил садовника особенно тщательно ухаживать за этим великолепным творением, красота формы, необыйчайная расцветка, тонкий аромат которого завораживали окружающих. Садовник особое усердие проявлял в заботе о розе, ведь сам халиф его просил об этом. Он начинал обход своих подопечных перед рассветом с этого розового куста. Но в одно утро садовник ужаснулся увиденному: соловей не оставил ни одного лепестка на розах.
Садовник поспешил к халифу.
– О, мой господин! Розовый куст остался без лепестков! Соловей…
Харун Рашид спокойно выслушал слова садовника и без тени волнения в голосе произнес :
– Не огорчайся, друг мой, не огорчайся! Сделанное соловьем не останется безнаказанным.
Садовник вздохнул с облегчением и вернулся к своим обязанностям. Прошло несколько дней, и мужчина увидел, что оборвавшего все листья с розы соловья поймала змея и скрылась с ним в траве.
Взволнованный садовник снова отправился к халифу.
– О, мой господин, – сказал он, – я увидел, что соловья, оборвавшего листья с вашей любимой розы, схватила и наверняка уже проглотила змея.
Султан снова невозмутимо сказал:
– Не волнуйся, мой друг! Возмездие за соловья не минет и ее. Змея тоже получит свое наказание.
Садовник снова вернулся к своим обязанностям. Однажды, работая в саду, он увидел, что к нему по траве приближается та самая змея. Садовник был вынужден защититься и убил ее ударом лопаты, которой работал в тот момент.
Он снова пришел к халифу и радостно сообщил:
– Мой султан! Я убил лопатой змею, которая расправилась с соловьем.
Харун Рашид снова спокойно произнес:
– Жди, мой друг-садовник, жди! Месть за змею не минет и тебя. Ты тоже получишь свое возмездие.
Прошло немного времени, садовника за какую-то оплошность привели к халифу и потребовали наказать. Халиф приказал бросить его в темницу. Садовник, которого стража волоком тащила к тюрьме, обернулся и прокричал:
– Мой султан! Ты сказал: «Сделанное соловьем не останется безнаказанным» – и его съела змея. «Возмездие за соловья не минет змею» – и я убил ее. Теперь совершенное мною не остается без ответа, ведь ты велел бросить меня в темницу. Если никто не уходит от возмездия, то разве ты сможешь избежать его? То есть, тебя накажет кто-то другой. Может, ты не будешь наказывать меня, чтобы не получить за это наказание?
Харун Рашид немного помолчал, затем приказал страже:
– Отпустите садовника, путь продолжает поливать цветы.
На это один из свидетелей разговора султана с садовником заметил:
– Мой султан, если вы не применили заслуженное наказание, значит, садовник его избежал?
На это Харун Рашид произнес следующую истину:
– Нет! Никто не избежит возмездия. Оно будет исполнено с отсрочкой в Ахирате в самой суровой форме. Но беспечные люди не понимают этого, думая, что получили выгоду.
***
В Судный день все счета будут оплачены их должниками. Те, кто в земной жизни нарушал права людей и даже животных, угнетая их, непременно понесут наказание за содеянное. Никто не будет подвержен даже малейшей несправедливости по этому поводу, каждый получит свое возмездие. Кроме того, в священном аяте говорится: «Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него»(Сура «аз-Зальзал», 99/7-8).
В хадисе также сказано: «В Судный день каждый получит свое возмездие. И даже рогатый баран будет возмещать долг безрогому»(Муслим, «Бирр», 60).
В священном хадисе говорится о том, что будут рассматриваться даже права не имеющего обязанностей животного. Можно предположить, какой справедливой и правильной процедуре подвергнется человек, несущий ответственность за свои поступки и поведение.
Таким образом, при каком-либо притеснении нужно больше всего жалеть не жертву, а окаменевшую совесть ее тирана. В этом мире на самом деле заслуживают жалости вероломные хозяева, которые из жадности обсчитывают своих работников и покупателей. Только беспечные невежды могут нарушать чьи-либо права, не задумываясь об истине и справедливости, запретах и разрешениях. Самыми несчастными являются души тиранов, которые стали пленниками своего земного владычества. Ведь, несмотря на свое земное богатство, они станут банкротами-попрошайками вечного мира.
Человек, желающий в загробном мире встретиться с прекрасным, в этой жизни должен совершать только благие дела.
Шейх Саади в своем произведении «Гулистан» приводит историю:
«Я сел в один корабль вместе с великими людьми. Позади корабля затонула лодка, и двух братьев затянуло в водоворот. Один из попутчиков, рядом с которыми я находился, попросил матроса: «Спаси этих двоих, я заплачу тебе 100 динаров». Матрос смог спасти только одного, второй утонул. Я сказал:
– Видно такова его судьба. Пришел его смертный час, поэтому ты не успел его спасти.
Матрос рассмеялся и ответил: «Ты прав. Но я, прежде всего, хотел спасти именно этого. Потому что однажды я застрял в пустыне. Этот посадил меня на верблюда, а второй ударил плетью. Он избил меня».
Тогда я сказал:
– Как верно повелевает Всевышний: «Кто вершит добрые дела — это для самого же себя, кто творит зло — это во вред себе»… (Сура «аль-Джасийа», 45/15).
Да присоединит нас Всевышний в когорту своих истинных рабов, которые всегда ясно видят и мыслят и совершают верные и добрые поступки.
Да будет так… Аминь…