Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) учил своих последователей с большим почтением относиться ко времени сна. Сон является одним из видов поклонения Аллаху, если отнестись к нему осознанно. Следование примеру Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в том, как он относился к сну – залог поддержания в человеке гармонии души и тела, залог хорошего самочувствия, укрепления связи со Всевышним.
Распорядок дня и ночи Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) в основе своей был определенным и подчинялся правилам, которым и обучал он своих учеников. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) начинал день еще до рассвета: он вставал на ночной намаз тахаджуд, много молился, читал Коран и совершал зикр. После утреннего намаза он никогда не ложился. Если предоставлялась возможность, то он немного отдыхал после обеда. Этот отдых называется кайлюля. В связи с этим Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Подкрепляйте пост с помощью предутренней пищи, а для того, чтобы встать на полуночный намаз, ложитесь отдыхать после обеда» (Хаким, 1/588). Он не ложился спать раньше ночного намаза (Бухари, «Мавакит», 23). Ночь должна быть отведена отдыху. Хорошо отдохнувший человек легко может встать на ночную молитву-тахаджуд и набраться духовных сил, и после этого целый день может трудиться без усталости и радостно.
У Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) был свой метод отхода ко сну. Он отдавал предпочтение правой стороне, правой руке – ложась отдыхать, он ложился на правый бок. Этому можно найти и медицинское объяснение: сердце и желудок находятся с левой стороны, и поскольку это жизненно важные органы, то зажимание их может нанести определенный вред организму. По этой причине врачи советуют ложиться на правый бок. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ложился на правый бок и правую руку клал под правую щеку. Когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям), по тем или иным причинам, спал не у себя дома, он ложился на правый бок, приподняв правый локоть и подложив ладонь на правую щеку. Этим способом он пользовался обычно когда у него не было подушки или ему приходилось спать прямо на земле. Так он поступал, когда намеревался немного отдохнуть или же после ночного намаза, чтобы не пропустить утренний намаз (Муслим, «Мусафирин», 121-122).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил о том, что не следует спать на животе. Тахфа бин Кайс (радыяллаху анху) рассказал следующую историю: «Однажды я заснул прямо в мечети, лежа на животе. Во сне чувствую, как кто-то толкает меня и говорит: «Это тот самый вид отдыха, который вызывает гнев Аллаха». Когда я пришел в себя и осмотрелся, то увидел, что передо мной стоит Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям)» (Абу Дауд, «Адаб», 94).
Подобное положение во время сна противоречит не только правилам приличий и Сунне Пророка, но и вредно для здоровья.
Постель Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) была скромна. Он спал на белом покрывале и укрывался белым, как саваном. Во время сна он лежал лицом в сторону Киблы. Он помнил о смерти всегда. Мусульманин, готовясь ко сну и укладываясь в постель, тоже не должен упускать из виду, что это путешествие в мирах может оказаться последним, и он никогда не сможет вернуться в земную жизнь…
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) время отхода ко сну сопровождал молитвами. Он произносил: «О Аллах! Я поручил себя Тебе! Я обратился к Тебе! Прося Твоей милости и опасаясь Твоего гнева, я надеюсь только на Тебя! У меня против Тебя нет защиты от Тебя же! Я уверовал в ниспосланные Тобою книги и в посланных Тобой Пророков».
Одному из своих сподвижников Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал:
«Если ты ляжешь отдыхать, прочитав эту молитву, и в эту ночь вдруг внезапно умрешь, то умрешь мусульманином. Пусть эта молитва будет последним, что ты произнес перед сном!» (Бухари, «Дават», 7).
Известны и другие молитвы, которые Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) читал перед сном или же после пробуждения. Например, перед тем как лечь спать, он говорил: «О Аллах! Я умираю и оживаю с Твоим именем!»
Когда он просыпался, то говорил: «Слава Аллаху, который оживил меня после смерти! Возвращение наше только к Нему!» (Бухари, «Даават», 8). Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) советовал сподвижникам:
«Когда кто-нибудь из вас пожелает отдохнуть, пусть он сначала вытряхнет постель, так как после того, как он встал, туда могло что-нибудь попасть. Затем пусть он скажет: «О Аллах! Я лег в постель с Твоим именем и опять же с Твоим именем встану ото сна. Если Ты желаешь забрать мою душу во сне, то прости мои прегрешения! Если же Ты решишь подарить мне жизнь, то сохрани меня от различных напастей!» (Бухари, «Даават», 13).
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) подчеркивал, что тот, кто лег без поминания Аллаха, многое потерял (Абу Дауд, «Адаб», 25) Сам он каждый вечер перед сном читал суры «Ихляс», «Фаляк», «Нас», затем дул на свои ладони и проводил ими по всему телу (Бухари, «Фадаилуль-Куран», 14) . Он советовал своей дочери Фатиме (радыяллаху анха) перед сном прочитывать 33 раза «Аллаху Акбар», 33 раза «Субханаллах» и 33 раза «Альхамдулиллях» (Бухари, «Даават», 11). Поминание Всевышнего помогает забыть о житейских трудностях и дневных заботах.
Между тем следует отметить, что сон Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) многим отличался от сна обыкновенного человека. Сердце его было всегда пробужденным, состояние беспечности не было свойственно ему.
Известно, что даже когда Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) спал, его душа и сердце бодрствовали, неустанно поминая Аллаха (Бухари, «Манакыб», 24). Чтобы в полной мере испытать пользу от зикра (поминания), нужно достичь такого состояния, когда сердце и ночью продолжает поминать Всевышнего Аллаха. В связи с этим, один из праведников сказал: «Чтобы благодать от зикра, совершенного утром, продолжалась целый день, и чтобы благодать от зикра, совершенного вечером, сохранялась всю ночь, нужно и во сне поминать Аллаха. Благодаря этому искренние и честные сердца достигли больших духовных высот».