Человек получил в дар от Всевышнего тонкую натуру и безмерную красоту, чтобы наилучшим образом служить своему Творцу. Раб Создателя через осознание Его Могущества способен постигнуть предназначенную ему часть великих тайн Аллаха.
В сотворении человека и вселенной есть божественная цель. Мусульманин становится отражением Красоты и Милости Всевышнего, достигая степени Халилюллах (друг Аллаха). Человек избран наместником Аллаха, а всё остальное создано Им для обеспечения существования людей в земном мире.
Люди, выполняющие поручение Творца, чувствуют во всём Его поддержку. Достичь такого состояния помогают нравственные ценности Корана. В одном из аятов сказано: «Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг» (Сура «аль-Фуссылят», 41 / 34).
Коран указывает человеку путь к высшим ступеням нравственности. Благочестивый Хасан Басри отправлял подарки всем, кто распространял о нём сплетни. Благочестие является ключом к совершенству любого богослужения и зикра. В этом мире людей ожидает множество экзаменов, временная свобода вершить добро и зло. Каждый из нас в земной жизни остаётся один на один со скрытыми устремлениями нафса к греху и с богобоязненностью в душе. Негативные качества даны человеку как испытание. Об этом сказано в Коране: «Клянусь душой [человеческой] и Тем, кто её сотворил и придал ей соразмерность, кто внушил ей и её грехи, и её благочестие. Преуспел тот, кто очистился душой. Понёс урон тот, кто сокрыл [злое] в душе» (Сура «аш-Шамс», 91 / 7—10).
Человек становится му`мином, только пробудив в себе высоконравственные черты натуры, и теряет прекрасные качества, поддавшись порывам нафса. Наибольшая глупость — противостоять повелениям Всевышнего, живя и пользуясь благами созданного Им мира.
Нравственность становится необходимым условием существования личности. Образцом совершенства, обладателем наивысшей нравственности, служит Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям). Это отмечено в Коране: «Посланник Аллаха — образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха, [верит в приход] Судного Дня и поминает Аллаха многократно» (Сура «аль-Ахзаб», 33 / 21).
Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Мой Господь воспитал меня наилучшим образом» (Суйюти, «Аль-Джамиус-Сагир», I, 14).
Эти слова свидетельствуют о высочайшей нравственности, которой обладал Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям). Мусульманин может познать себя, изучая личность и жизнеописание Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). От глубины постижения его высокой нравственности зависит, настолько нам откроются божественные тайны.
Сохранение рода
Род, честь, достоинство, семья — дары Аллаха людям в земной жизни. Со времён пророка Адама (алейхиссалям) все посланники Всевышнего уделяли наиважнейшее значение никаху, потому что возможность сохранения рода напрямую взаимосвязана с институтом брака.
Семьи, которые сформировались вне дозволенного супружеского союза, не познавшие никаха, вносят смуту в жизнь и разрушают основы социального счастья. Не может быть большей глупости, чем променять счастье одобряемого Аллахом никаха на грязь прелюбодеяния.
Одно из наивысших проявлений счастья человека — воспитание достойного потомства. О воспитании ребёнка Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Цените своих детей, обращайте внимание на их воспитание».
Трудности, пережитые родителями во время воспитания детей, станут причиной для отпущения им грехов. Этот мир и его население создано для поклонения Всевышнему. Государства, где люди потеряли способность служить своему Господу, попрали духовную чистоту, человеческую честь и достоинство, стерты Аллахом с лица земли. Об их горькой участи сказано в Коране, дабы остальные могли извлечь урок из их ошибок и достигнуть вечного счастья: «Есть ли [люди] несправедливее тех, кто возводит на Аллаха напраслину и утверждает: «Мне дано откровение», хотя никакого откровения ему не дано, или кто говорит: «Я ниспошлю подобное тому, что ниспослал Аллах»? О, если бы ты видел, как грешники пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают [к ним] руки [, чтобы лишить их жизни, и говорят]: «Расставайтесь ныне со своими душами! Сегодня вам воздадут унизительным наказанием за то, что вы возводили на Аллаха навет и пренебрегали Его знамениями» (Сура «аль-Ан`ам», 6 / 93).
В Священном Коране приводятся и другие поучительные истории о гибели грешных народов-угнетателей. О, Аллах, даруй нам счастье использовать все дарованные блага для достижения Твоего довольства! Аминь.