facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Нравственные основы торговли

0

Однажды Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) повстречал торговца зерном и поинтересовался у него, как идут дела. Тот начал рассказывать о своих прибылях и убытках. В этот момент Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) погрузил руку в зерно и обнаружил, что оно мокрое. Он с укором сказал нечестному продавцу: «Эх, если бы ты сырое зерно насыпал сверху! Не из нас те, кто обманывают» (Муслим, «Иман», 164).

В этом хадисе обозначен главный принцип экономической системы Ислама — честность и правдивость для каждого человека и всего общества. Торговля подразумевает переход товара от производителя к потребителю; она требует наличия капитала и приложения усилий; она дарует возможность получить прибыль и риск убытка. Поэтому честная купля-продажа дозволена шариатом и отнесена к поощряемым видам деятельности.

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Девять десятых дохода — из торговли» (Суюти, «Аль-Джами’ус-Сагир», I, 113). Это высказывание объясняет, почему это занятие сделано поощряемым. Два поклонения, Хадж и закят, относятся к состоятельным му’минам и поощряют приобретение капитала, так как впоследствии эти люди смогут помочь бедным.

Пи этом мусульманам, которые занимаются торговлей и таким образом приобретают имущество, нужно помнить о сказанном в хадисе-шариф: «Для каждой общины есть свое испытание. Испытанием для моей общины является богатство» (Ибн Ханбаль, IV, 160).

Не секрет, что стремление к получению выгоды может стать порабощающей душу страстью. Алчный человек подобен кувшину, через край которого льется вода. Его сердце похоже на костер, который требует все больше и больше дров, а пламя готово поглотить всю его суть. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сделал наставление этим людям: «Если у сына человеческого будет богатство, заполняющее две долины, он захочет еще третью. И не насытит его ничто, кроме земли» (Бухари, «Рикак», 10; Муслим, «Закят», 116).

У человеческой алчности нет пределов, и нет конца и края тем ухищрениям, к которым люди прибегают из-за этой порочной наклонности. Чувство безмерного стяжательства стало причиной гибели многих народов. И до сих пор мир полон безумцев, беспечно прожигающих свою жизнь в погоне за деньгами.

Религия не обещает даровать нам блага этого мира. Наоборот, Ислам учит человека контролировать свой нафс. Занятие торговлей и любая коммерческая деятельность может стать для мусульманина как дорогой в Рай, так и привести в ад.

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.