facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

О чем спорят мазхабы по вероучению?

0

1. Иман, икрар, тасдик

Иман, икрар, тасдик – это то, на что опирается вера в мусульманском мировоззрении. Икрар (произношение свидетельствования веры) используется как внешнее проявление имана, тасдик (доказательство, подтверждение веры) — проявление знаний. Здесь делается акцент на том, что индивид должен верить на основании доказательств, полученных путём размышлений и раздумий. Салафиты и радикальные салафиты не отводят места доказательствам, не считая, что вера должна опираться на ум. По их мнению, иман (вера) — это слова и действия. Таким образом, в неё включается необходимость делать предписанное религией и избегать запрещённого.

 

2. Деяния не являются частью веры

Этот спор также основан на соблюдении или игнорировании предписаний и запретов, которые предъявляет религия. Исходя из этого, если, например, один человек называет себя мусульманином, но не совершает намаз, по мнению салафитов, он не будет считаться мумином (уверовавшим), пока не начнёт выполнять богослужение. По мнению же ашаритов и матуридитов, такой человек остаётся и верующим, и мусульманином, но грешным.

3. Не совершающий намаз человек считается неверным

Когда практика становится частью веры, то возникает серьёзная проблема, как охарактеризовать людей, которые не выполняют что-либо из предписаний. Ашариты и матуридиты не объединяют практику с верой, поэтому называют такого человека грешным верующим в том случае, если он не считает свой грех добродетелью. Однако салафиты предложили считать человека неверным за систематическое уклонение если не от всех богослужений, то хотя бы от намаза, на котором в хадисах сделан особый акцент. В связи с тем, что, по одним сведениям, Ахмед бин Ханбаль утверждал это, а по другим не считал невыполнение намаза богохульством, мнения салафитов варьируются между «да /нет». В то время как салафиты полагают: не считать не совершающего намаз человека верующим — не значит отлучить его от веры. А радикальные салафиты уверены: продолжение подобного поведения вопреки увещеваниям выводит нарушителя за рамки религии. Радикальный салафизм однозначен во мнении относительно человека, не совершающего намаз.

4. Вера не прибавляется и не убывает

В связи с тем, что вера в какой-либо сфере являлась законом для ума, ашариты и матуридиты не признавали её прибавления или уменьшения. Некоторые ашариты допускали, что вера может усиливаться вследствие увеличения не доказательств, а доверия. Например, в знаниях того, кто узнал, что Земля вращается вокруг Солнца, ничего не прибудет или не убавится. Это либо правда, либо ложь. Однако наблюдающий за данным процессом собственными глазами будет более впечатлен. Салафизм и салафия отрицают всякие доказательства, соответственно не признают этого.

5. Плох или хорош не поступок, а ум

Это спор о морали. Например, обман как некое действие плох потому, что порицается Аллахом, или же порицается Всевышним в связи с тем, что является плохим. Матуридизм утверждает, что такое действие было запрещено Аллахом, потому что оно плохое. Исходя из этого, человек умозаключениями может определить добро и зло, положительные и отрицательные поступки. Этот спор на самом деле является важной темой, влияющей на теорию действий и предписаний в исламском праве.

6. Нельзя возражать, даже если имам — деспот

Под имамом подразумевается духовный лидер. Этот принцип был озвучен, прежде всего, для того, чтобы мусульмане не обнажали сабли против собратьев по вере и не убивали друг друга в междоусобице. Таким образом, при совершении лидером ошибок дозволялось пассивное сопротивление, увещевание и критика, но не разрешался вооружённый бунт против него. Взгляды учёных-салафии аналогичны. Эта тема является предметом самого главного их различия с салафитами. По этой причине салафизм охарактеризован как религиозно-политическое движение.

7. Можно совершать намаз на похоронах грешников / еретиков

Матуридиты и ашариты используют в текстах термин «грешники», в то время как салафиты предпочитают слово «еретик» как религиозное нововведение. Это также связано с вышеуказанной темой. Предпочтительно совершать похоронный намаз даже для грешников, дабы не вносить в общество раздоры и конфликты, однако салафиты отвергают такой намаз особенно в отношении тех, кто не был их последователем. Радикальные салафиты не читают его при смерти имама с современными или секуляризированными взглядами. Как мы видим, сам этот отказ служит неким политическим языком салафитов. Из истории Ислама известно, что, к примеру, в Багдаде в Х веке ханбалиты жёстко применяли такую меру в отношении некоторых мазхабов, в первую очередь, шафиитов, что породило волнения в обществе.

8. Иное толкование сведений из Корана информационного характера

В Коране используются слова в отношении Аллаха, которые носят человеческие характеристики (рука, лицо, глаза). Они были растолкованы учёными-матуридитами, а затем и ашаритами таким образом, чтобы не вызывать человекоподобного представления об облике Всевышнего. Например, распахнутые объятия Аллаха толковались как его неограниченные дары. Салафизм и салафия выступают против умственного толкования и поэтому настаивают на том, что эти слова нужно понимать буквально.

9. Возложение на человека непосильной ответственности

Это символизируют разницу между теми, кто в представлениях о Всевышнем ставит на первое место справедливость, и теми, кто считает первоочередной Его силу. Возник спор о том, возлагает ли Аллах на Своего раба непосильную ношу. Религиозные течения, которые защищают мощь Всевышнего и Его способность всегда сделать все так, как Он пожелает, дают вопрос положительный ответ. Матуридизм, наряду с утверждениями о силе Всевышнего, также настаивает на Его непременной мудрости и справедливости в отношении Своих рабов, поэтому отвечает на данный вопрос отрицательно.

10. Посещение могил считается признаком многобожия

Эти принципы нужно объяснить для того, чтобы понять, почему сегодня такие организации как ИГИЛ (Исламское государство Ирака и Леванта) разрушают мавзолеи или почему ваххабиты не ставят надгробных памятников. Все предписания, которые не существовали в первые исламские века, отвергаются салафией и салафизмом как нововведения или как ересь. Эта тема, на самом деле не создававшая никаких проблем во времена возникновения Ислама, впоследствии стала темой для такфира из-за учёных-ханбалитов. Даже не углубляясь в суть вопроса, ашариты и матуридиты посчитали неверным решение алимов в последующие времена причислять к многобожию все давние традиции, которые не стыкуются с основными религиозными принципами. Кроме того, учёные сочли допустимыми такие посещения, ведь они напоминают человеку о смерти и загробной жизни и помогают с пользой вспоминать о предках.

11. Молитва за усопших является ересью / многобожием

У салафии и салафизма данное поведение основывается на вышеуказанном представлении о ереси. Однако учёные матуридитов и ашаритов полагают, что это не ведёт к многобожию и идолопоклонничеству, ссылаясь на аяты Корана, в которых Аллах хвалит вспоминающих добрым словом тех, кто веровал прежде: «А те, которые придут [в этот мир] после них, воскликнут: «Господи наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти к тем, кто уверовал. Господи наш! воистину, Ты — кроткий, милосердный»» (Сура «аш-Хашр», 59 / 10).

Как мы видим, салафиты отвергают традиции во имя Ислама, демонстрируя более наивное религиозное представление.

12. Наставничество и покровительство являются признаками многобожия

Наставничество и покровительство — это практики, которые были введены суфизмом и религиозными орденами. Они означают духовную связь между шейхом и учеником и его нахождение под постоянным наблюдением и испытанием со стороны духовно зрелого наставника. Салафия и салафизм воспринимают такую суфийскую практику как отшельничество, отрицая и пытаясь запретить более cложные и метафизические наставничество и покровительство. Необходимо знать, что при Ибни Таймийе это стало бесспорным вопросом. Ашариты и матуридиты относились к данной теме благосклоннее, считая суфизм более искренним. Кроме того, становится понятным, почему многие учёные из числа ашаритов и матуридитов были суфиями.

Заключение

Различие во мнениях ашаритов и матуридитов существует только по двум вопросам; в остальных они очень похожи. Выбранные темы скорее показывают, почему и как они отличаются от салафизма и салафии.

До XIX века среди богословов-ашаритов и матуридитов существовало расхожее выражение о том, что у последователей Сунны есть два имама Ашари и Матуриди. В наши дни в исламской литературе стали употреблять термин «суннитские течения»: ашаризм, матуридизм и салафизм. Но возникает вопрос: «Каким образом салафизм, который является даже не течением, а сформировался в результате политизации взглядов некоторых называемых салафитами учёных, попал в разряд суннитских течений?»

На протяжении столетий последователи Сунны в исламском мире характеризовались здравомыслящим и умеренным религиозным восприятием, утонченной культурой,  духовностью и нравственностью.

И почему, с какой целью сегодня дискредитируется Ислам и последователи Сунны, которых приписывают к террористическим организациям и почему террористические организации считают себя последователями ахли-сунны? Этот вопрос остается открытым, но чтобы не потеряться в политических передрязгах, необходимо хорошо изучить современные течения и их истоки, а также наличие финансовых потоков и потенциал человеческих ресурсов. Тогда все станет на свои места, и будет понятно, кто, почему и зачем обслуживает интересы заказчиков мировых событий.   

Остается только пожелать, чтобы те, кто предоставил свои территории для лоббирования ваххабитов, ханбалитов и салафитов вовремя опомнились, пока  не оказались в изгнании или в плачевном состоянии.

(По материалам лекций, конференций, теостратегических исследований, источников по истории мазхабов).

 

Share.