Род человеческий на земле начинается с Адама (алейхиссалям). Он — и первый пророк, и первый наставник.
Аллах создал тело человека из горсти земли, а потом наделил душой. Так Творец поднял его на наивысшую ступень среди Своих созданий. Всевышний дал человеку жизнь потому, что любит его. Сказано в Коране: «Когда же Я дам ему образ и оживлю, вдохнув в него от Моего духа» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 29).
Эти слова не нужно воспринимать буквально. Всевышний объясняет таинство творения доступным для нашего восприятия языком.
В этом аяте подразумевается, что Аллах наделил Адама (алейхиссалям) душой и даровал возможность познать Его. Получая знания по Милости Всевышнего, человек становится Его искренним и преданным рабом.
После сотворения Адама (алейхиссалям) Создатель научил его названиям всех вещей. После того, как ангелы воздали хвалу Всевышнему Аллаху, Он повелел: «О, Адам! Разъясни им [суть] имён». Когда Адам разъяснил ангелам [суть] имён, Всевышний Аллах сказал: «Разве Я не говорил вам, что знаю сокровенное на небесах и земле, знаю, что вы делаете явно и что вы утаиваете?» (Сура «аль-Бакара», 2 / 33).
Дарованное Адаму (алейхиссалям) знание, по одному мнению, — это постижение сути и качеств всего существующего во Вселенной. Первый пророк и человек получил представление о свойствах и предназначении вещей, а значит, смог разумно их использовать. Одарив Адама (алейхиссалям) этим знанием, Аллах возвысил его даже над ангелами.
После этого Всевышний повелел ангелам преклониться перед первым человеком. Об этом рассказывается в Коране: «Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: «Разъясните Мне [суть] этих имён, если вы искренни» (Сура «аль-Бакара», 2 / 31).
Создатель разъяснил Адаму (алейхиссалям), что такое небо, земля, море, воздух, как изготавливать орудия труда. Затем Всевышний спросил у ангелов, известно ли им об этом. Они ответили: «Хвала Тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты — Всеведущий, Мудрый» (Сура «аль-Бакара», 2 / 32).
Аллах велел Адаму (алейхиссалям) назвать имена вещей, а затем сказал ангелам: «Мы сотворили вас [сначала], потом придали вам облик. Потом Мы велели ангелам: «Поклонитесь Адаму!» [Все] поклонились, кроме Иблиса, который не был в числе поклонившихся. Спросил [Всевышний Аллах]: «Что мешает тебе поклониться, раз Я повелел тебе?» [Иблис] ответил: «Я — лучше его, Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (Сура «аль-А`раф», 7 / 11—12).
До сотворения первого человека ангелы много лет пребывали в Раю, и за это время обучились разным наукам и премудростям. Знания Иблиса были весьма обширны. До появления Адама (алейхиссалям) он, как и другие ангелы, усердно совершал поклонения Аллаху. После того, как Иблис ослушался своего Господа, изменилось его положение в Раю и даже внешний вид.
Когда ангелы подняли головы из сажда (земного поклона), они увидели, что облик Иблиса стал омерзительным. В благодарность Всевышнему ангелы вновь совершили сажда. Так они подтвердили свою верность Аллаху, а Иблис проявил высокомерие и был наказан. Он заявил: «Не подобает мне поклоняться человеку, которого Ты сотворил из сухой звонкой глины, из отлитого в форме ила» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 33.); «Я — лучше него. Ты сотворил меня из огня, а его — из глины» (Сура «Сад», 38 / 76).
Шайтан — невежда и глупец. Он видел в Адаме (алейхиссалям) всего лишь землю и не сумел разглядеть в нём духовность. Иблис так и не понял, что человек — наместник Аллаха на земле, потому что оценивал Адама (алейхиссалям) только через призму своего эго. Не исполнив повеление Всевышнего, он взбунтовался против Создателя и стал рабом своего нафса. Аят подтверждает: «Сказал Аллах Всевышний: «Уходи же отсюда! Ведь ты — побиваемый камнями. И, поистине, над тобой проклятие до Судного Дня» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 34—35).
Тогда Иблис попросил Всевышнего: «Сказал [Иблис]: «Господи! Так дай мне отсрочку до того дня, когда люди будут воскрешены». Аллах ответил: «Воистину, тебе дана отсрочка до дня, наступление которого определено» (Сура «аль-Хиджр», 15 / 36—38).
Аллах сотворил всё живое на земое парами. Адам (алейхиссалям) попросил Всевышнего о спутнике и для него. Пока он спал, из его левого ребра была создана женщина. Проснувшись, Адам (алейхиссалям) увидел рядом с собой прекрасную Хавву (Еву). Всевышний поселил первых людей в Раю, но запретил приближаться к одному из деревьев: «Ты же, Адам, поселись вместе со своей супругой в Раю, ешьте то, что пожелаете, но не приближайтесь вот к этому дереву, не то станете грешниками» (Сура «аль-А`раф», 7 / 19).
Но первые люди нарушили запрет, что, по мнению некоторых учёных, случилось под влиянием Хаввы. Женщины — хрупкие создания Всевышнего и по сравнению с мужчинами более чувствительны. Поэтому они легко могут подпасть под чьё-либо влияние. Зная об этом, шайтан пытается ввергнуть в искушение как Адама (алейхиссалям), так и его потомство, и часто преуспевает в этом. Женщина, с одной стороны, является хранительницей семейного очага и источником покоя, а, с другой стороны, подвергает великим испытаниям. Счастье человека в обоих мирах связано с дочерьми Хаввы.
Шайтан прибегал к разным ухищрениям, чтобы сбить с истинного пути первых людей. В Священном Коране сказано: «Он стал нашёптывать ему: «О, Адам! Не показать ли тебе дерево [с плодами, дарующими] вечность и вечную власть?» (Сура «Та Ха», 20 / 120); «И стал шайтан нашёптывать им, чтобы открыть их сокрытые срамные части. И он сказал им: «Ваш Господь запретил вам (плоды) этого дерева лишь с той целью, чтобы вы не стали ангелами или не обрели бы вечной жизни». И он поклялся им: «Поистине, я для вас — добрый советник». Так низвёл он их обольщением. А когда они вкусили дерева, открылись им их срамные части, и стали они прикрывать себя райскими листьями. И воззвал к ним их Господь: «Разве Я не запрещал вам это дерево и не говорил вам, что шайтан для вас — явный враг?» Они сказали: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и если Ты не простишь нас и не смилуешься над нами, мы окажемся потерпевшими убыток». Сказал Он: «Спуститесь! Одни из вас — враги для других. Для вас на земле местопребывание и пользование на время». Он сказал: «На ней вы будете жить, и на ней будете умирать, и из неё будете изведены [в Судный День]» (Сура «аль-А`раф», 7 / 20—25).
Из всех живых существ только человеку присуща стыдливость. Мы пытаемся сохранить честь, достоинство, скромность, дарованные Всевышним. Если человек утратит эти качества, то опустится до уровня животных. В хадисе сказано: «Стыд и скромность идут от веры» (Бухари, «Иман», 3).
В Раю не было других людей, но Адам (алейхиссалям) и Хавва устыдились своей наготы. В панике и смятении они стали срывать листья, чтобы прикрыться. У такого действия существует духовная связь с приличием и стыдом — наиболее важными качествами человека. Адам и Хавва обратились со словами покаяния к Аллаху. Об этом сказано в аятах: «Адам покорился словам Господа своего, и Он простил ему, ибо Он — Прощающий, Милосердный» (Сура «аль-Бакара», 2 / 37); Они ответили: «Господи наш! Мы наказали сами себя, и, если Ты не простишь нас и не смилостивишься над нами, мы обязательно окажемся в числе потерпевших урон» (Сура «аль-А`раф», 7 / 23).
Всемилостивый Аллах принял горячие мольбы о прощении и повелел им сойти на землю. Об этом сказано в Коране: «Он возвестил: «Спуститесь [из Рая на землю, и ваши потомки будут] врагами друг другу. На земле [теперь] вам пребывать и пользоваться благами временными». [Ещё] Он сказал: «На земле вы будете жить, на ней будете умирать и из неё восстанете [в День воскресения]» (Сура «Аль-Араф», 7 / 24—25).
Аллах выделил Адама (алейхиссалям) как самого уважаемого и почитаемого среди всех живых существ в Раю. Однако он приблизился к запретному дереву и был ниспослан на землю, ставшую местом испытания. В этом заключена Божественная мудрость Всевышнего:
1. Желание Аллаха, чтобы род человеческий продолжил своё существование на земле.
2. Люди, зная цену Раю, где были созданы, должны стремиться вновь попасть в туда и совершать благие дела в мире, являющемся местом испытаний.
3. Испытания позволяют определить, кто из потомков Адама (алейхиссалям) и Хаввы достоин Рая, а кто заслуживает ад.
4. Для исполнения предписаний и Воли Всевышнего. На людей, как наместников Аллаха, возложена обязанность по благоустройству земли и приведению её в порядок.
5. Тайна предопределения, сущность которой не дано постичь разуму человека.
Уроки, которые можно извлечь из жизни пророка Адама (алейхиссалям)
1. Следует быть крайне бдительным к проискам шайтана — явного врага человека, который постоянного подстрекает к совершению дурных поступков.
2. Уделять внимание очищению души от высокомерия, гордости, заносчивости, зависти, необузданных желаний и страстей, суетливости и поспешности.
3. Мы должны быть признательны Всевышнему за предоставленные нам блага, признавать свою немощность пред Его Могуществом и умолять о прощении за то, что мы не в состоянии отблагодарить Его в полной мере.
4. Совершив прегрешение, мы должны, подобно пророку Адаму (алейхиссалям), немедленно раскаятья.
5. Помнить, что духовная чистота согрешивших рабов Аллаха возвращается к ним, если Он принимает молитвы о прощении и тауба.
6. Мы должны прибегать в молитвах к заступничеству Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в каждое мгновение нашей жизни — и в радости, и в беде его имя должно быть на наших устах и в наших сердцах.
7. Стремиться к тому, чтобы душа возобладала над нафсом и мы смогли достичь степени «ахсани-таквим», т.е. стать совершенными рабами Всевышнего.
8. Помнить, что верующим, проложившим путь к добру, воздастся за это и за тех, кто следует этому пути. Люди, открывшие дорогу к злу, совершают грех и получат наказание за тех, кто следует по этому пути.
9. Человек — самое лучшее из творений Аллаха.
Пророк Адам (алейхиссалям):
Был первым человеком, который проповедовал Единобожие.
Был первым человеком, жившим на земле и в Раю.
Был первым человеком, который стал прикрывать своё тело.
Был первым человеком, совершившим грех.
Был первым человеком, раскаявшимся в своей ошибке.
Был первым пророком, которому ниспосланы десять страниц Священной Книги.
Был первым человеком, испытавшим горечь потери своего ребенка.
Был первым, кто начал здороваться.
Был первым, кто стал обрабатывать землю.
Адам (алейхиссалям) был первым человеком и пророком на земле. Да пребудут над ним мир и благословение Всевышнего Аллаха!