Великий Творец проявляет к людям наивысшую милость. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Аллах милосерднее, чем мать, прижимающая к груди своего ребёнка». Так почему же Он установил определённые границы дозволенного, за нарушение которых верующий получает наказание? Какова цель Всевышнего, обязывающего нас воздерживаться от харама — запрещённых действий?
Термин «харам» — запрет может показаться на первый взгляд ущемлением свободы и независимости человека, а также его дееспособности. На самом деле, он направлен не во вред людям, а исключительно ради нашего блага.
В любом обществе всегда существовал определённый круг законов и правил их соблюдения — необходимые условия нахождения людей рядом. Без оговорённых ограничений не выживет никакая цивилизация. Утопией являются любые модели объединения людей, в основе которых — жизнь без правил.
Харам словно стена преграждает путь к возникновению несчастий и трагедий. Божественные запреты защищают человека от его собственных природных склонностей и мыслей, которые могут навредить. Повеления Всевышнего устанавливают мир и согласие среди верующих, помогают мусульманину жить в гармонии с миром.
Для этого в Исламе существуют принципы, на которые запрещено посягать, — это неприкосновенность или защита:
1) религии;
2) права на жизнь;
3) умственного здоровья;
4) родственных отношений;
5) чужого имущества.
Запреты, установленные для защиты религии
Ислам отменил действия предыдущих ранее Откровений после ниспослания Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) пророческой миссии. Искажения, которые с течением времени люди внесли в Божественные Книги, привели к куфру — безверию, ширку — приданию Аллаху сотоварищей и нифаку — раздорам.
В Священном Коране ясно и кратко раскрыты все эти понятия. Стать кафиром, неверующим — значит отрицать Истину, принесённую Посланником Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): веру в существование Единого Бога. Также это означает непринятие хотя бы одного из столпов религии, отмеченных в Коране или Сунне Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
Погрузиться в ширк — придать сотоварищей Создателю подразумевает веру во что-то ещё, кроме Аллаха. У язычников это сотворение изваяний или поклонение кумирам — божественным образам, видимым в каком-то человеке.
Нифак же — состояние, при котором человек по каким-либо соображениям, будь то материальная выгода или повышение собственного престижа, демонстрирует принадлежность к вере. Такие люди в Исламе называются мунафиками — лицемерами. Их поведение имеет приспособленческий характер: в обществе му`минов они создают видимость, что являются мусульманами, а находясь в среде атеистов становятся неверующими. На самом деле мунафикам некомфортно жить среди верующих, отчего они желают любым способом причинить вред Исламу: замышляют предательства, разжигают междоусобицы, стремясь ослабить иман.
Таким образом, мусульманин должен и обязан защищать своё право жить в соответствии с религией.
Запреты, установленные для защиты прав на жизнь
В Ислеме жизнь является священным правом каждого человека, и посягательство на неё считается большим преступлением. Важность этого принципа подчёркивает то, что в Судный День первыми будут рассматриваться дела об убийствах. В книгах по фикху — мусульманскому праву — строго оговорены подобные установления. Нельзя лишать жизни любого. Например, во время военных действий мусульманам запрещено убивать женщин и детей. Даже по отношению к животным существует много правил: когда, как и каких из них можно использовать в пищу. Не дозволяется даже играть с животными, если это принесёт им мучения.
Запреты, установленные для защиты умственного здоровья
Разум является неприкосновенной святыней, дарованной Аллахом человеку. Поэтому в Исламе запрещено любое причинение вреда умственному здоровью. Чтобы сберечь мыслительные способности людей, оградить от разрушительных последствий и направить поступки мусульманина в верное русло, Всевышний назвал харамом алкоголь и другие вещества с опьяняющим и наркотическим воздействием.
Запреты, установленные для защиты родственных отношений
Чтобы сохранить суть религии в обществе, важно обучить молодое поколение поклонению и следованию путём Аллаха, высокой нравственности и истинным знаниям. Поэтому Ислам охраняет институт семьи, запретив, например, прелюбодеяние. Этот грех ослабляет и уничтожает брак, вследствие чего распадаются семьи и рвутся родственные узы. Зина грозит стать причиной разрушения нравственных основ общества, что ведёт к упадку моральных законов государства. Именно из-за негативного влияния прелюбодеяния Аллах установил запрет на всё, что даже в малейшей степени способно подтолкнуть к пагубным последствиям.
Запреты, установленные для защиты имущества
Имущество влияет на качество и продолжение жизни. Поэтому Ислам предотвращает всё, что приводит к частичной или полной утрате любого материального состояния. Запрещено присвоение чужих вещей — соответственно, являются недозволенными азартные игры, процентные ставки, взятки, незаконная торговля, воровство и многое другое.
Все запреты Аллаха направлены на то, чтобы оградить человека от бесполезных интересов. При этом ошибочно считать, будто бы так ограничиваются права мусульманина. Наоборот, верующим прививаются основы наилучшего образа жизни, который обеспечивает счастье в этом мире и заслуженное место в следующем — в Ахирате.
Абу Зарра аль-Гифари (радыяллаху анху) однажды слышал от Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) повеление Аллаха: «О, рабы Мои! Я запретил несправедливость Себе и сделал её запретной между вами.Так не притесняйте же друг друга!
О, рабы Мои, все вы были заблудшими, кроме тех, кому Я указал правильный путь.Так просите же Меня наставить вас на истинный путь, и Я направлю вас!
О, рабы Мои, все вы останетесь голодными, кроме тех, кого накормлю Я.Так просите же Меня дать пропитание, и Я накормлю вас!
О, рабы Мои, все вы останетесь нагими, кроме тех, кого Я одену.Так просите же Меня даровать вам одежду, и Я одену вас!
О, рабы Мои, вы грешите ночью и днём, а Я прощаю все грехи.Так просите же Меня о Милосердии, и Я прощу вас!
О, рабы Мои, никогда вы не сможете причинить Мне вред или принести пользу!
О, рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны были такими же благочестивыми, как и сердце благочестивейшего человека из вас, это ничего не добавило бы к тому, чем Я владею!
О, рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны были такими же нечестивыми, как и сердце самого нечестивого из вас, это никак не уменьшило бы того, чем Я владею!
О, рабы Мои, если бы первые и последние из вас, люди и джинны встали на одном месте и попросили бы Меня, а Я дал бы каждому желаемое, это уменьшило бы имеющееся у Меня настолько же, сколь игла, опущенная в море, уменьшает объём воды!
О, рабы Мои, поистине, это — только ваши дела, которые Я исчислю для вас, а потом сполна воздам вам за них.И тогда пусть тот, кто обретёт благо, воздаст хвалу Аллаху.А кто обретёт нечто иное, пусть не пеняет ни на кого, кроме самого себя!»(Муслим, Тирмизи).
Все мы пришли в этот мир для испытания. Всевышний видит и слышит нас, а также всегда знает о том, что каждый из нас задумал и делает своими руками. Потому ни наша вера, ни поклонения и соблюдения запретов — не прибавит Ему владений. Всё создано Богом лишь для пользы самого человека. Живя по законам Аллаха, верующий будет пребывать в счастье и спокойствии в этом мире и за правильный образ жизни получит вознаграждение — довольство Творца и обретёт вечное счастье в Ахирате.