«Человек — «дитя» окружающей среды, привычек и культуры, которые она прививает», — справедливо заметил Ибн Халдун.
Наша планета стала называться колыбелью жизни благодаря семи слоям атмосферы. Недостаток одного из них нарушил бы равновесие в природе. То же самое происходит и с человеком. Будучи окружённым множеством материальных и нематериальных факторов, он не может существовать без них. Он становится личностью с определённой верой, нацией, общественным положением и именем.
Душа неразрывна с телом, которое является его ближайшей, первой оболочкой. Они взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому должны находиться в гармонии. Об этой особенности свидетельствует хадис Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям), на который в вопросе о привлекательности часто ссылаются многие алимы: «Внешняя красота свидетельствует о красоте внутренней».
Вторая же оболочка души — это одежда, которая оказывает не меньшее влияние на личность, чем первая (тело человека). Мусульманин должен выглядеть опрятно, в соответствии с требованиями Ислама. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) подчёркивал влияние внешнего вида на состояние души: «Человек принадлежит к тому народу, чью одежду он носит». Он сравнивал с шайтаном мужчин со спутанными волосами.
Мы защищаем душу от вредного воздействия окружающей среды не только телом и одеждой. Должно быть чистым и место, где мы живём. Грязное помещение непригодно для поклонения. Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал, что ангелы не присутствуют в неубранном доме.
Когда мы говорим о месте проживания, то подразумеваем квартиру, где обретаем покой и умиротворение. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) советовал подбирать интерьер и место, соответствующие исламскому образу жизни, в которых можно обретать покой и гармонично воспитывать своих детей, сохранять в атмосфере дома мусульманские духовные ценности. Жилища каждого народа имеют свои особенности, а в каждой вещи отражаются убеждения, вкусы и мировоззрение её хозяина. Так, если в доме, который подходит для небольшой семьи, будут вынуждены жить семь—восемь человек, это приведёт к стеснению и нервозности, к исчезновению правил поведения и стыдливости. Тому есть исторический пример: долгое время коммунистические правительства заселяли большое количество людей в тесные квартиры, заменяя таким образом традиционный уклад на ценности своей системы. Таким образом, нужно признать справедливость мнения инженеров и строителей о влиянии среды на личность: «Мы думаем, что сами формируем окружение, в то время как окружение создаёт нас».
Кроме того, круг общения оказывает существенное воздействие на человека. Это также подтверждено хадисом «Человек пребывает в религии своего друга, поэтому вы присмотритесь, с кем собираетесь дружить» и аятами Корана: «Верующие да не будут дружить с неверующими, пренебрегая [дружбой] с верующими» (Сура «Али Имран», 3 / 28).
Несомненно, что и само общество, которое формирует и круг общения, положительно либо отрицательно влияет на каждого. Так, история асхабуль-кахф, которые избегали общения с окружающим миром из-за его испорченности, служит прекрасным примером и для современных людей. Об этом же свидетельствует и побег израильтян от жестокого фараона. Они избежали многочисленных опасностей и успешно добрались до Палестины, но там на призыв пророка Мусы (алейхиссалям) к джихаду ответили: «О, Муса! Ступай и вместе со своим Господом сражайся [там]. Мы же пребудем здесь». После этого им было уготована кара — сорок лет бродить по пустыне. Поэтому о влиянии общества на личность Ибн Халдун сказал так: «Целью этого наказания было создание новой нации, верной и не знающей господства над собой, вскормленной свободным воздухом пустыни, взамен старого народа, чью преданность уничтожили годы страданий и унижения. Сорок лет — минимальный срок для смены поколений».
Ещё более яркий пример влияния окружения — в хадисе Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) об убийце, отнявшем жизнь у ста человек и ищущем пути очистит душу. Особое внимание хочется обратить на следующие строки: «Да кто же мешает кающемуся принести покаяние? Отправляйся туда, где живут люди, которые поклоняются Аллаху. Поклоняйся Всевышнему с ними и не возвращайся на свою родную землю, ибо там творится зло».
Конечно же, существуем множество других факторов, воздействующих на личность помимо социальных, географических и климатических условий. Ведь человек, как и планета, опоясан слоями окружающей среды, которые сохраняют жизненное равновесие. Но есть и отличие: Земля покоряется их воздействию, а человек может противостоять среде. И пусть верующий подвержен влиянию этих факторов и проходит испытание ими, всё же он волен изменять свой внешний вид, облик дома, окружение в соответствии с требованиями Корана и Сунны. Поэтому повторяемое в Коране и хадисах повеление «покидать дурное» актуально до сих пор.
Абу Муса Аль-Аш’ари (радыяллаху анху) передал слова Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Поистине, праведный товарищ и дурной подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Первый подарит тебе что-нибудь из товара, либо ты купишь у него благовония, либо ощутишь аромат. Что же касается второго, то он прожжёт твою одежду, или ты ощутишь от него неприятный запах» (Бухари; Муслим). Таково общение с праведными людьми: они обучают хорошему, дают разумные советы. Недоброжелательный человек приносит одни неприятности, нанося вред даже своим близким.