Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) рассказывал об Исламе и его положениях, учитывая способности ученика. Для далёких от культуры жителей пустыни и для сподвижников ответы на один и тот же вопрос были различными.
Однажды нему пришёл человек из племени бадави и спросил: «О, Пророк Аллаха! Расскажи мне о таком деянии, после совершения которого я войду в Рай». Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) посоветовал ему: «Будь рабом Всевышнего, никого не приписывай Ему в сотоварищи. Совершай обязательные намазы, давай закят, постись в месяц Рамадан».
Мужчина пообещал: «Клянусь Аллахом, я ничего не прибавлю к тому, что ты сказал». Когда тот ушёл, Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) обратился к собеседникам: «Если кто хочет порадоваться тому, что видел человека, который окажется в Раю, пусть посмотрит на этого жителя пустыни».
Сахаб Муаз бин Джабаль (радыяллаху анху), который освоил фикх (исламское правоведение), умел красиво читать Коран и объяснять его содержание, отличался щедростью, благонравием и постоянно находился рядом с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), получил иной ответ на похожий вопрос.
— О, Муаз, ты просишь меня о многом. Однако поистине будет несложно тому, кому поможет Аллах. Если, не придавая Всевышнему сотоварищей, станешь верным Его рабом, будешь безукоризненно совершать намаз, давать закят, держать пост в месяц Рамадан, если найдёшь возможность и силы совершить Хадж. Указать ли теперь тебе на врата блага? Пост — это щит. Садака погасит наказание за грех, как вода тушит огонь. А намаз, совершённый в последней трети ночи, сотрёт грех.
После этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) прочитал ему 16 и 17 аяты суры «Сажда»: «Веруют те, тела которых приподнимаются с ложа, чтобы взывать к Аллаху в страхе и надежде, и которые раздают милостыню (садака) из того, что дарует Аллах, и что ни одна душа не знает, сколько скрыто утешения в награду за дела её». Затем Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) спросил сахаба:
— А сообщить ли тебе об основе любого дела, об его опоре и о вершине?
— Да, — ответил сподвижник.
— В основе всего Ислам, его опора — намаз, вершина — джихад. — Он помолчал и продолжил: — А сказать ли тебе о том главном, что доводит их до высокого уровня?
Муаз бин Джабаль согласно кивнул. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) тогда указал на язык и воскликнул:
— Береги это!
— О, Расулюллах, разве мы будем спрошены за всё, что говорим?
— Муаз! Не ожидал от тебя такого вопроса. Людей приводит в Ад то, что слетает с их уст.