Когда люди размышляют о знаменитых памятниках исламской архитектуры, им в голову сразу же приходят такие места, как Мекка, Медина, Кордоба, Куала-Лумпур и Альгамбра. Однако в Америке существуют более современные и не менее выдающиеся образцы исламской архитектуры. Один из них находится в самом центре Среднего Запада.
Недалеко от Цинцинатти, в пригороде Вестчестера расположен новый исламский центр Большого Цинцинатти. В начале 1990-х члены мусульманской общины, продав собственные скромные участки в Клифтоне, начали думать о переезде в новые места. Поиск привел их в Вестчестер, где недвижимость была намного дешевле и, что наиболее важно, доступна.
К строительным работам мусульмане приступили в начале 1994 года, и в ноябре 1995 года у них появилось новое место в Цинцинатти, которое они могли называть своим домом. Однако работы по благоустройству продолжались еще пять лет, и сейчас исламский комплекс, расположенный на нескольких акрах, может похвастаться мечетью, медресе, крытой баскетбольной и волейбольной площадкой, актовым залом и офисными помещениями.
И без сомнения центральным элементом комплекса является мечеть Ахмада Самави, названная в честь человека, который сделал возможным воплощение в жизнь самого проекта исламского центре Цинцинатти. «Когда он приехал сюда, чтобы начать строительство, то комплекс действительно стал его детищем. Он обладал хорошим вкусом и средствами, чтобы завершить его возведение», — рассказал Карен Дабдуб, администратор исламского центра.
Деньги действительно были проблемой. После принятия решения об отказе поиска финансирование в арабских странах, исламская организация Цинцинатти обратилась к местным спонсорам за помощью. Хотя проект был завершен без помощи Самави, состоятельного президента компании «Мид-Американ девелопмент», однако без его поддержки он бы не был столь впечатляющим, каким мы его видим сегодня.
Под руководством Самави египетский архитектор Рамзи Махаллави создал мечеть, в стиле которой переплелись элементы сирийского и испанского мусульманского зодчества 12 века. Результат оказался просто поразительным. «В нашем городе больше нет здания, построенного именно как мечеть. Это помещение дарит ощущение открытости и свободы, особенно днем», — добавляет Дабдуб.
Открытость, о которой рассказывает администратор исламского центра, проистекает из неповторимой атмосферы главного молитвенного зала. Благодаря крупной стеклянной люстре, которая свисает с купола высотой 12 с лишним метров, мечеть в целом приобретает воздушность. Эффект закрепляют два 8-метровых окна с каждой стороны здания. Они позволяют свету проникать в помещение, заливая молитвенный зал яркими красками. Из-за резьбы на стекле ковры мечети порой переливаются всеми цветами радуги.
Воздушность мечети при этом не говорит о том, что внутри молитвенного зала холодно. Напротив, ковровые покрытия, витражи и гобелены в сочетании с металлическими декоративными элементами создают чувство уюта и комфорта. «В этом месте очень спокойно, а душа устремляется к Всевышнему. Везде, куда вы ни посмотрите, вы заметите каллиграфию и все, что напоминает об Аллахе», — поясняет Дабдуб.
Действительно, каллиграфические надписи являются главной особенностью мечети. Упоминание 99 прекрасных имен Аллаха выполнено вокруг купола и опоясывает его. К тому же, на правой стене молитвенного зала висит большой гобелен с написанными сыфатами Всевышнего, подарок из Саудовской Аравии.
Над главным молитвенным залом и позади него расположен второй ярус, где оборудовано помещение для женщин. В отличие от большинства мечетей, которые существенно разделяют мужской и женский залы для намаза, в мечети Ахмада Самави нет четких границ, и основной молитвенный зал прекрасно виден с балкона. «Мы нашли золотую середину, так как здесь есть необходимые границы личного пространства для защиты скромного поведения, однако в то же самое время верующие не разделены друг с другом», — объясняет Карен Дабдуб.
Что касается зрительных образов и звуков, то они не ограничены в главном молитвенном зале. Когда кто-то входит в мечеть или покидает ее, он оказывается в окружении изысканного сочетания мрамора и стекла. Мрамор, который Самави привез с Ближнего Востока, покрывает пол всего дворика. Тот же самый мрамор был использован для облицовки фонтана, который расположен в его середине. Тихое журчание воды добавляет гармонии к ощущению умиротворения, которое возникает при посещении мечети.
Над арками дворика расположены стеклянные витражи, которые хорошо контрастируют днем с приглушенным светом главного молитвенного зала. Это изысканная и скрупулезно выполненная работа Джея Моремана, стеклодува из Цинцинатти. На создание витражей ушло почти 2 года. Тем не менее, результат стоил затраченного времени, и витражи вместе с остальными декоративными элементами сделали мечеть Ахмада Самави одной из достопримечательностей Цинцинатти.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)