Коран, присланный нам в качестве руководства для жизни, адресован и мужчинам, и женщинам.
В нем дается решение проблем обоих полов, содержатся основные принципы, которые могут сделать людей счастливыми в обоих мирах.
Мужчины с женщинами равны как в человеческих правах, так и в служении Всевышнему. Состязание в лучшем выполнении религиозных обязанностей открыто для обоих полов, какое-то время в нем лидируют мужчины, а потом их сменяют женщины.
Начиная с первых периодов Ислама, в этом священном соревновании мусульманки не уступали представителям сильного пола. Хотя имена героических женщин в обозримый период истории фиксировались нечасто, они, даже будучи невидимыми или незамеченными, наравне с мужчинами также вносили свой вклад и победами, и поражениями.
В Коране, согласно правилам арабского языка, выражения строятся с использованием местоимений мужского рода.Таким образом, обращение ко всем людям «О, люди!» выглядит как обращение только к мужчинам. Это связано не с их превосходством мужчин над женщинами, а с правилами арабского языка. Например, устойчивое выражение: «О те, которые уверовали, о уверовавшие«, звучащее почти в ста аятах, имеет значение «О те мужчины, которые уверовали». Однако оно включает в себя и женщин.
Наконец, в период ниспослания Корана, на это обстоятельство обратила свое внимание сподвижница Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Она пришла к нему со следующим вопросом:
«О, Посланник Всевышнего! Неужели Всевышний не отметит женщин, совершивших Хиджру?»
После чего Аллах Тааля ниспослал следующий аят:«Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершенным кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, [ведь] одни из вас [происходят] от других» (Сура «Али Имран, 3/195).
Одна их женщин-ансаров, Умму Умара (радыяллаху анха) или Асма бин Умайс (радыяллаху анха), придя к Посланнику Всевышнего сказала:«Вижу я все для мужчин, на женщин не обращают внимания?» В ответ на это был ниспослан следующий аят:
«Воистину, для обратившихся [в Ислам], для верующих, послушных, верных данному слову, терпеливых, смиренных, подающих милостыню, постящихся, хранящих свое целомудрие и поминающих многократно Аллаха уготовил Он прощение и великое вознаграждение»(Сура «аль-Ахзаб», 33/35).
Когда одной из жен нашего Пророка (салляллахуалейхивасаллям), Умму Саламе (радыяллаху анха), однажды утром причесывали волосы, из мечети послышался голос Посланника Всевышнего: «О, люди!». Умму Салама попросила служанку прекратить делать прическу. На что помощница сказала: «Но ведь зовут мужчин, а не женщин!» Супруга Пророка ответила: «Но я ведь тоже человек, разве он не обращается ко всем людям!» И после этих слов быстро привела себя в порядок и пошла послушать Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).
В Коране мало употребляются личные имена. Этот факт подчеркивает универсальный характер Корана, ведь он не ограничен временем и местом. Его указания – для всех людей мира до Судного Дня. В Коране по именам названы несколько пророков, а также названия городов, которые имели важное географическое значение.
Обращение «О, люди!» в Коране относится как к мужчинам, так и к женщинам. При этом аяты, начинающиеся таким обращением, призывают укрепиться в вере, понять, что их ожидает в вечной жизни.
Продолжение: Список аятов, начинающихся обращением «О, люди!»