С ниспосланием Корана завершился период джахилии (невежества) — образа жизни, когда некоторые не считали женщину человеком или полагали, что у неё нет души. В те времена арабы заживо закапывали рождённых девочек, не учитывая права матери. Женщина обвинялась в рождении дочери, а её супруг скрывал считавшееся постыдным известие от жены и друзей.
В Коране об этом сказано: «Когда кому-либо из них (т. е. арабов-язычников) сообщают весть о девочке, лицо его чернеет от огорчения, он прячется от людей из-за дурной вести [и не знает], оставить ли в живых [родившуюся дочь] или же схоронить её в земле. О, как скверно то, на что они решаются!» (Сура «ан-Нахль», 16/ 58—59).
Арабы считали, что девочка ничего не делает по дому и сидит на шее у семьи, а после замужества уносит нажитое семейное состояние. Коран рассеял подобные невежественные воззрения: «Аллах властен над небесами и землёй. Он творит, что желает, Он дарует, кому желает, потомство женского пола, а кому — мужского» (Сура «аш-Шура», 42 / 49).
С приходом Ислама женщина вновь приобрела свободу, став рабой Аллаха, а перед мужем — супругой. Всевышний сообщил мусульманам радостную весть, что получившая благопристойное воспитание девочка станет защитницей родителей от огня ада в Судный День. При жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) женщины без труда приходили в мечеть и рассказывали ему о насущных проблемах. Данные мусульманкам советы стали образцом для всей уммы (Бухари, «Магази», 1—2).
Важность знаний в Исламе и женское образование
Ислам придаёт немаловажное значение образованию. Ниспослание Корана начавшись с повеления «Читай!», тем самым указав на важность знаний. В аяте сказано: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают [пути истины]?» (Сура «аз-Адыят», 39 / 9).
Во всех сурах Корана звучит призыв к размышлению и изучению молитв, открывающих двери к познанию: «Господи! Умножь мне знание» (Сура «Та Ха», 20 / 114).
Коран превозносит богобоязненных людей, которые стали носителями истинных знаний, и наставляет искать у них разъяснений. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сообщил от Аллаха радостную весть: «Облегчится путь познания тем, кто стремится к нему, и ангелы защитят своими крыльями тех, кто будет идти по этой дороге» (Абу Давуд, «Ильм», 1).
Один человек, который сам зарабатывал на жизнь, как-то пожаловался Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) на своего брата-сподвижника, который получал знания и не мог обеспечить собственное пропитание. На это Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Возможно, именно ради него Аллах дарует тебе пропитание?» (Тирмизи, «Зухд», 33).
Знания и стремление к их получению являются самыми ценными приобретениями, и этот путь ведёт к Аллаху. А за алимов и наставников возносят молитвы даже рыбы в воде (Тирмизи, «Зухд», 14; «Ильм», 2; «Ильм», 19).
При этом необходимо просить защиты у Аллаха от бесполезности и утраты знаний, ибо достойными считаются лишь те, кто живут сообразно им.
Мужчины и женщины имеют равные права в отношении знаний. Обучение следует начинать с познания основ Ислама. Это вера в Ахират, ангелов, божественные Книги, пророков и посланников Аллаха. Так у человека возвышается иман и формируются фундаментальные познания, которые затем регулируют жизнь и закладывает нравственные основы. Верующие равны и в получении воздаяния за совершённые на земде поступки в День Суда. В Коране сказано: «И ответил им их Господь: «Воистину, Я не пренебрегу ни одним деянием, свершённым кем-либо из вас, мужчиной или женщиной, [ведь] одни из вас [происходят] от других» (Сура «Али Имран», 3 / 195).
Это равенство накладывает на мужчин и женщин одинаковые обязательства в приобретении знаний. При жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) несколько мусульманок смогли получить широкое образование, изучив науки и религию.
Получение знаний женщинами при мечети
Во времена Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) женщины наряду с мужчинами совершали коллективные пятикратные, пятничные и праздничные молитвы. Хадис даёт ясное представление о нахождении мусульманок в мечети: «Не препятствуйте женщинам ходить в мечети» (Муслим).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) читал проповеди после молитвы не только в пятницу, но и в обычные дни, разъясняя ниспосылаемые аяты Корана и отвечая на различные вопросы. К этим собраниям присоединялись и женщины, которые спрашивали об интересующих их темах (Бухари, «Ильм», 41).
В период правления четырёх праведных халифов мусульманки свободно слушали проводимые проповеди и беседы. Здесь следует пояснить, что во времена Эпохи благоденствия женщины могли с определённой предосторожностью в мечети беспрепятственно получать как духовные, так и научные знания.
Дни для проведения бесед с женщинами
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах послал меня вам в качестве наставника» (Ибн Маджа, «Мукаддама», 229).
Он постоянно обучал мужчин и женщин своей уммы, выделив по просьбе последних один день для бесед. Однажды жительницы Медины пришли к нему и сказали: «О, Посланник Аллаха, в твоих беседах с сахабами присутствует женская тема, уделитогда и нам день!» После этого Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) периодически проводил занятия для мусульманок и сообщал о повелениях Всевышнего (Бухари, «Ильм», 36).
В одной из бесед Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) коснулся темы обучения девочек: «Если женщина даст хорошее воспитание трём дочерям, то они станут для неё защитой от ада». Одна мусульманка поинтересовалась: «А если у меня две дочери?» И Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) заверил, что и в этом случае тоже. Так женщины получали знания о необходимости обучения и хорошего воспитания маленьких девочек.
Как сахабы обучали свои семьи
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) в основном вёл призыв к Исламу и давал наставления в мечети ан-Набави. Как только среди сподвижников возникала какая-либо проблема, то сразу же приходили к своему наставнику за её разрешением. Вернувшись домой, сахабы сразу передавали полученные знания своим семьям (Бухари, «Ильм», 26).
Сподвижники поступали в соответствии с указанием Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям): «Если вы услышите от меня хотя бы один аят, призывайте к нему в первую очередь своих жён и детей». Сахабы осознавали всю ответственность за семью перед Аллахом. Они старались уберечь близких от вечных мучений согласно повелению Корана: «О, вы, которые уверовали! Остерегайтесь вместе с вашими семьями огня, топливом для которого служат люди и камни» (Сура «ат-Тахрим», 66 / 6).
Сподвижники Пророка никогда не скрывали полученных знаний от своих семей и обучали жён и детей. Если же они не обладали какими-либо сведениями, то помогали получать их из других источников. В хадисе сказано: «Достойно наставляйте своих жён» (Бухари, «Анбия», 1).
Это повеление есть и в аятах Корана: «Увещевай своих ближайших родственников» (Сура «аш-Шуара», 26 / 214); «Вели членам своей семьи совершать намаз и будь терпелив при его совершении» (Сура «Та Ха», 20 / 132).
После ниспослания 26 аята суры «аш-Шуара» Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) созвал всех родственников, первыми из которых были его дочь Фатма и тётя Сафия. Он призвал их постоянно помнить о Судном Дне и будущей жизни (Бухари, «Васая», 11; Муслим, «Иман», 351).
Конфиденциальные темы, затрагиваемые женщинами
Во времена Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и правления четырёх праведных халифов все без исключения женщины открыто задавали интересующие их вопросы. Порой они лично обращались к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) после обеденной молитвы (Маджмау-з-Заваид, 1 / 161).
В одном из хадисов объясняется причина ниспослания суры «Муджадаля». Однажды Хауля бинт Саляба посетовала на желание мужа развестись с ней: «О, Посланник Аллаха! Авс взял меня в жёны, когда я была молода и привлекательна, и вплоть до этого времени я во всём ему помогала. Когда родились наши дети, я растила их. Когда же моя молодость угасла, он оставил меня. Нет ли возможности вернуть мне мужа? Согласится ли он?»
После горячей просьбы о помощи Всевышний ниспослал первые четыре аята: «Аллах внял словам женщины, которая вступила с тобой[, о Мухаммад,] в пререкания относительно своего мужа и жаловалась Аллаху. А Аллах слышал ваш разговор, ибо Аллах — слышащий, видящий.Те из вас, которые называют своих жён как бы хребтом своих матерей, [не правы] — в действительности их жёны, [конечно], не матери им, ведь их матери — только те женщины, которые их родили. [А утверждающие иное] утверждают предосудительно и лживо. Воистину, Аллах — прощающий, снисходительный.Тем, которые разводятся со своими жёнами по языческому обряду, а потом отрекаются от того, что сказали, надлежит освободить одного раба, прежде чем [супруги] сойдутся друг с другом. Так наставляют вас, и Аллах ведает о том, что вы делаете.Если же у кого-либо нет раба. то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Всё] это — для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это — ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (Сура «аль-Муджадаля», 58 / 1—4; Мухтасар ибни Касир, 3 / 480).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) восхищалась достоинствами мусульманок Медины: «Жёны ансаров — самые привлекательные, скромные, и без опаски задают вопросы, чтобы быть осведомлёнными». С какими бы вопросами ни приходили женщины к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), он всегда наилучшим образом объяснял суть интересующих тем.
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) — кладезь научных знаний
Все сведения о личной жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) стали известными во многом благодаря его жёнам. Они рассказали о поклонениях, которые их благочестивый супруг совершал дома, о тонкостях семейной атмосферы, об увиденных им во сне чудесных явлениях, об особых женских днях и сроке идды (период времени 2 месяца и 10 дней, в течение которых можно определить наличие или отсутствие беременности у женщины, для решения о возможности повторного брака), вопросы относительно гусля (большое ритуальное омовение).
Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) всесторонне демонстрировал важность получения знаний, что отразилось на познаниях его жён. Среди них тягой к учёбе особо отличалась Айша (радыяллаху анха), которая обладала знаниями до мельчайших деталей. О ней сказано в хадисе: «Когда Айша слышала незнакомую ей тему, то продолжала расспрашивать до тех пор, пока полностью её не усваивала» (Бухари, «Ильм», 36).
Порой после смерти Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) сподвижники не могли прийти к единому мнению и за разъяснениями сразу же обращались к Айше (радыяллаху анха) (Тирмизи, «Манакиб», 62).
Благочестивая Айша (радыяллаху анха) обладала абсолютной компетентностью в передаче хадисов, также владея знаниями относительно мираса (наследства) и медицины (Муснад, 6 / 67).
Кроме Айши (радыяллаху анха) знатоками хадисов были также благочестивые жёны Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) — Xафса и Умму Саляма, которые обучали неграмотных чтению, письму и Корану.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) показал наилучший метод обучения женщин, при этом не лишая их права получать знания. Свидетельством его успешности стали познания жён Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников, а затем — их последовательниц.
Мужчина обязан предоставить женщинам своей семьи возможность получения и распространения знаний. Мусульманка же, в свою очередь, должна искать пути духовного, интеллектуального и умственного развития. Каждой женщине нужно сделать свой дом школой духовного и умственного развития для детей, наставляя их на путь Истины и стараясь воспитать искреннюю любовь к Творцу. Ибо самая важная миссия матери — вырастить поколение с искренним следованием предписаниям религии и постоянному призыву к Исламу.