Благочестивый Джафар ас-Садык говорил: «Услышав нечто неприятное о твоём единоверце, поищи от одной до семидесяти возможностей оправдать его. Если же не найдешь, то подумай: «Возможно, существует уважительная причина, которой я не знаю или не понимаю». И после этого закрой тему!» (Хани, «Аль-Хадайик», стр. 132).
Вместо выискивания недостатков у других людей Ислам призывает видеть и исправлять свои ошибки. Потому мусульманин всегда доброжелательно относится к своим единоверцам и постоянно молится за них. Искренние му`мины избегают ссор или зависти, уважают точку зрения собеседника и не выискивают ошибок в действиях других людей.
Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) призывал: «Не радуйся несчастью твоего брата-мусульманина! Всевышний милостиво поможет ему в беде, испытывая тебя» (Тирмизи, «Кыямат», 54).
Заметив ошибку другого человека, мусульманин не должен проявлять высокомерие и делать поспешные выводы. Лучше поискать оправдание для этого поступка, ведь Ислам учит терпимости и доброжелательности. В аяте сказано: «О, вы, которые уверовали! Избегайте частых подозрений, ибо некоторые подозрения грешны. Не подглядывайте и не злословьте [за спиной] друг друга. Разве захочет кто-либо из вас злословить о своём покойном брате? Отвратительно вам это! Так бойтесь Аллаха, ведь Аллах — прощающий, милосердный!» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 12).
Всевышний предостерегает мусульман не выискивать тайные и явные ошибки, недостатки и провинности людей. Если же верующий случайно стал свидетелем грехов своих собратьев, которые касаются только их лично и не приносят вреда окружающим, то принято не разглашать увиденное и предостеречь от повторения.
Благочестивый Умар и поющий человек
Однажды ночью благочестивый Умар (радыяллаху анху) прогуливался по улицам Медины и услышал голос человека, который распевал в своём доме песни. Подойдя ближе, халиф увидел возле того наложницу и вино, и воскликнул:
— Неужели ты думаешь, что Всевышний станет покрывать твои грехи?
Однако человек заметил:
— О, халиф, не спеши гневаться! Если я проявил непокорность Аллаху один раз, то ты это сделал трижды! Во-первых, Он повелевает: «Избегайте частых подозрений!» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 12), а ты заподозрил меня!
Во-вторых, Аллах сообщил: «Они спрашивают тебя о новолуниях. Скажи [, о Мухаммад]: «[Новолуния] определяют время для людей и для совершения Хаджа». Благочестие не в том, чтобы входить в дома с их задней стороны; благочестив тот, кто богобоязнен» (Сура «аль-Бакара», 2 / 189). Ты перепрыгнул через забор и вошёл без разрешения!
И, в-третьих, Творец велит: «О, вы, которые уверовали! Не входите в чужие дома без разрешения и без пожелания мира их обитателям. Это лучше для вас: быть может, вы послушаетесь назидания» (Сура «ан-Нур», 24 / 27). Однако ты вошёл без приветствия!
Тогда Умар (радыяллаху анху) спросил, готов ли тот исправиться и впредь не совершать грехов, помиловал человека и покинул его дом (Хараити, «Макариму’ль—Ахляк», Каир, Дару’ль-Афак, 1419 год, стр. 152).
Умереть, не совершив греха
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) напутствовал: «Если человек утаит порок мусульманина, то Аллах утаит его грехи в мирской и вечной жизни. Если же человек расскажет о пороке мусульманина, то Аллах сделает явными его недостатки и опозорит этого человека даже в его собственном доме» (Ибн-и Маджа, «Худуд», 5).
В другом хадисе сказано: «Тот, кто пристыдит своего единоверца за грех, в котором тот уже покаялся, сам совершит в будущем этот же проступок» (Тирмизи, «Кыямат», 53 / 2505).
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не интересовался чьими-то грехами и категорически запрещал заниматься их поиском. Потому все мусульмане обязаны оберегать глаза и душу от проявления любопытства и прежде всего следить за чистотой своего внутреннего мира.
Один из сыфатов Всевышнего — «скрывающий пороки и изъяны», Саттар. Поэтому мы по возможности должны иметь частицу этого качества. В аяте сказано: «Воистину, тем, которые любят, чтобы об уверовавших распространялась мерзостная ложь, уготовано мучительное наказание в этом мире и будущем. Ведь Аллах ведает [истину], а вы не ведаете» (Сура «ан-Нур», 24 / 19).
В другом аяте говорится: «Аллах не любит, когда бранятся во всеуслышание, если только [этого не делает] тот, кто был несправедливо обижен. Воистину, Аллах — слышащий, знающий» (Сура «ан-Ниса», 4 / 148).
Разглашение недостатка единоверца невольно вызывает стремление оправдаться и может увести грешника от раскаяния и исправления. Поэтому вместо пренебрежения лучше обратиться к собрату по вере с мудрыми словами и наставлениями. Одновременно это считается проявлением высокой духовности и милостивого отношения.
Совершенный мусульманин является врагом грехов, и потому не может передавать согрешившему своей неприязни к самому пороку. Наоборот, праведник видит грешника словно раненую птицу, нуждающимся в уходе и сострадании. Вместо того чтобы отвергнуть его с ненавистью, он протянет руку помощи и постарается приобщить к добродетельной жизни.
Прекрасный пример содержится в хадисе, переданном Йезидом бин Асамом. Некий уроженец Дамаска, сильный и влиятельный человек, время от времени навещал благочестивого Умара (радыяллаху анху). Однажды халиф заметил его отсутствие и спросил у окружающих, почему тот перестал появляться.
Собравшиеся сообщили, что он начал пить. Тогда Умар (радыяллаху анху) позвал визиря и распорядился: «Пиши такому-то от Умара бин Хаттаба: «Салям алейкум! (Приветствую тебя!) Хвала Аллаху, прощающему грехи и принимающему раскаяния, чьи наказания суровы, а воздаяния безграничны. Нет Бога, кроме Него, и возвращение только к Нему».
Закончив диктовать письмо, халиф обратился к своим товарищам: «Молитесь о том, чтобы ваш брат вернулся к Аллаху, а Всевышний принял его раскаяние!»
Получив письмо, тот человек неоднократно прочёл аят, о котором ему напомнил благочестивый Умар (радыяллаху анху): «[Он] — прощающий грехи, принимающий покаяние, суровый в наказании, щедро одаривающий: нет бога, кроме Него. К Нему — [конечное] возвращение» (Сура «аль-Муминун», 40 / 3). Он произнёс: «Аллах пригрозил мне наказанием, но также обещал простить мои грехи», расплакался и искренне раскаялся.
Узнав о раскаянии пьяницы, Умар (радыяллаху анху) сказал: «Когда вы видите, что ваш брат по вере сбился с истинного пути и погряз в грехах, постарайтесь наставить его и дайте надежду на прощение Аллаха. Молитесь, чтобы этот человек раскаялся, а не проклинайте его, становясь пособником шайтана» (Ибн-и Кясир, «Тафсир», IV, 76).