Вопрос:
Обязательно ли мусульманину совершать и’тикaф?
Ответ:
Коран сообщает о существовании и’тикaфа ещё в бытность Пророка Ибрахима (алейхиссалям). Благословенный Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи ва саллям) последние дни месяца Рамадан проводил в и’тикaфе.
После этого уединение в последние десять дней месяца Рамадан стало сунной.
И’тикaф – богослужение, содержащее в себе огромный потенциал духовности, когда верующий, отдалившись мыслями и телом от земных забот и желаний, полностью погружается в молитвенное состояние, уединившись с намерением сосредоточенного поклонения Всевышнему Аллаху. Человеку, находящемуся в и’тикaфе, по мере своих сил и возможностей необходимо много молиться, углубиться в чтение и понимание Корана, достичь осознания своих грехов, неустанно каяться и просить прощения у Всевышнего, проводить время в получении знаний, размышлять о мироздании. Лучшее место для такого уединения – мечети. Женщинам же, по мнению алимов, рекомендуется входить в состояние и’тикaф дома, выбрав одну из комнат себе для уединения. Условием для замужних женщин является разрешение мужа на вхождение в и’тикaф. Чтобы войти в состояние и’тикaф, необходимо соблюсти следующие условия: быть мусульманином; быть умственно здоровым; сделать намерение. Для и’тикaф-ваджиб также является условием гусуль (находиться в состоянии полного омовения) и пост. И’тикaф не является для мусульман обязательным предписанием – фардом.
По мнению имама Абу Ханифы, существует три вида и’тикaфа:
– и’тикaф-ваджиб – когда человек дает слово Аллаху, что проведет определенное количество дней в уединении и посвятит себя молитве, если Аллах Тааля исполнит какое-либо его желание. И тогда, начиная с момента исполнения этого желания, и’тикaф становится для этого человека ваджибом;
– и’тикaф-сунна – это уединение в последние десять дней месяца Рамадан.
– и’тикaф-нафиль – для этого вида нет определенного времени и количества дней. Мусульманин при желании вправе выполнять в различное время все из перечисленных видов и’тикaфа.