В дуа мусульманин обращается к Всевышнему с различными просьбами. Каждый человек желает, чтобы его мольбы были приняты. Они способствуют избавлению от постигших бедствий и несчастий и предотвращают возможные неприятности.
Человек, обращающийся к Аллаху с мольбой, обязательно получит одно из трех: прощение грехов; непосредственно то, о чём он просит в дуа; вознаграждение в ахирате. Однако для принятия дуа имеется множество условий, соблюдение которых обязательно либо желательно для просящего. Одним таких моментов является поднятие рук.
Некоторые люди полагают, что возносить дуа, не поднимая при этом рук, недопустимо, и они думают, что такая молитва не принимается Аллахом. Есть и другая группа людей, которые утверждают, что поднятие рук во время дуа и протирание ими лица после него – нововведение.
Поднятие рук в дуа является действием, установленным шариатом, за исключением случаев, относительно которых известно, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не поднимал руки. Таковыми являются молитвы верующих во время совершения суджуда (земного поклона), в период между суджудами, после последнего ташаххуда (ат-тахияту) и в других подобных случаях.
Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Всевышний стыдлив и щедр, и Он устыдится, когда человек поднимет свои руки к Нему, и ему придется с разочарованием опустить их пустыми» (Тирмизи, 3556; Абу Давуд, 1488; Ибн Маджа, 3865).
Мусульманские ученые говорили: «Поднимать руки желательно во время дуа, которое делают вне намаза и подобных поклонений. Тот, кто утверждает, что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) поднимал руки только во время дуа для испрашивания дождя, явно допустил грубую ошибку (Ибн Хаджар аль-Хайтами, «Аль-Фататва аль-Фикхия аль-Кубра».
Одним из адабов дуа является его совершение в те моменты, в тех ситуациях и местах, когда и где Всевышний принимает мольбу. Сюда относится обращение в сторону Киблы, поднятие рук и проведение ими по лицу после завершения мольбы, а также понижение голоса при дуа – его следует произносить вслух, но негромко (Навави, «Аль-маджму Шарх аль-Мухаззаб».
Исходя из вышеприведённых текстов из книг крупных учёных шафиитского мазхаба, можно сказать, что поднимать руки во время дуа не обязательно, но желательно и является одним из важных адабов, которого следует придерживаться при обращении к Всевышнему с мольбой.
Только при дуа, которые читаются в намазе, нет желательности поднимать руки. Помимо намаза также нежелательно понимать руки хатыбу (имаму, читающему проповедь) во время чтения дуа во второй хутбе.
Исламские богословы однозначно утверждают, что имаму не следует поднимать руки во время чтения дуа во второй хутбе джума-намаза, праздничного намаза и других намазов, за исключением хутбы намаза испрашивания дождя.
Практика поднятия рук во время дуа и протирание ими лица является сунной, но не обязательна. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) рекомендовал это действие сподвижникам и сам практиковал его.
Мухаммад Султанов