Совершение омовения пять раз в день является уроком уважения и экономии. В Коране говорится: «Ешьте и пейте, но знайте меру». Так Всевышний запретил исраф — расточительство. В другом аяте расточительные люди названы «братьями шайтана».
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) использовал очень оригинальный и действенный метод, чтобы искоренить недопустимое поведение. Он дал урок бережливости на примере ежедневного действия, призывая не тратить много воды во время омовения.
Получая религиозные знания, мусульманин учится и совершать омовение. Одним из нежелательных действий (макрух) при этом является использование большого количества воды. Каждый мусульманин учит своего ребёнка основам совершения намаза, то одним из первых правил религии будет бережливость. Именно так дети узнают об экономии, которая является противоположностью исрафа.
Запрет чрезмерного использования воды при омовении является самым ярким примером того, как Ислам охраняет природные ресурсы. Нежелательность исрафа не связана с нехваткой воды, нахождением человека в пустыне или в пути. Это действие является макрух даже в тех местах, где вода в изобилии.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) объяснил одному бедуину суть апдеста, трижды омыв части своего тела: «Омовение берётся вот так, и кто прибавит к этому или убавит, тот преступит установленное и совершит несправедливость».
Задумайтесь, почему Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) назвал таких людей несправедливыми. Алимы объясняют это тем, что они несправедливы по отношению к вещам из-за неуместного использования, несправедливы к аманату и к своим обязанностям перед Всевышним.
Однажды Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) шёл по дороге и увидел, что один из его сподвижников совершает ритуальное омовение, расходуя при этом очень много воды.Он поинтересовался: «О Са‘д! Зачем ты расточительствуешь, расходуя столько воды?»
— А разве можно говорить об исрафе в отношении воды для омовения?» — удивился сахаб.
— О, да. Даже если ты стоишь на берегу водоёма, — ответил Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям).
Поэтому, чтобы понять значимость запрета на чрезмерное расходование воды при омовении, нужно проанализировать следующие факты:
1) Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разъясняет этот запрет так же чётко, как и все другие религиозные вопросы.
2) Запрет выражен с помощью объекта, использование которого не требует ни материальных затрат, ни труда и стараний. Это водный поток.
3) Чрезмерный расход воды в данном случае не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает природного равновесия.
4) Большой расход воды при омовении не причиняет вреда живым существам.
5) Действие, которое может привести к большому расходу воды, является обязательным, а не выполняемым по собственному желанию. Ибо чистота — непременное условие для совершения намаза.
6) Расход большего количества воды, на первый взгляд, улучшает результат самого действия. Например, если человек тщательней моет части тела, это лишь способствует их лучшему очищению.
Давайте подумаем: если, несмотря на все обстоятельства, расход воды из реки вместо макрух станет абсолютным запретом, как относиться к расточительству, которое выходит за рамки этих условий?
В этом случае исрафом являются:
- Действия, выполнение которых приводит к трудностям, расходам или потере времени.
- Нанесение вреда окружающей среде и её загрязнение.
- Нанесение вреда живым существам.
- Бесцельные и бессмысленные поступки.
- Действия, противоречащие главной цели существования человека (чрезмерные расходы на еду, одежду и другие потребности).
Когда человек срывает цветок или ломает ветку дерева, он совершает более тяжелый проступок, чем чрезмерный расход воды при омовении.
Так можно лучше понять суть разумного потребления угля, электричества, бензина, бумаги, которые существуют в ограниченном количестве, загрязняют окружающую среду и наносят вред людям. Зажечь спичку без необходимости — означает совершение более серьезного проступка, чем чрезмерное расходование воды на омовение. Ибо такие действия приводят к истощению и загрязнению окружающей среды.
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) не зря назвал исраф при омовении действием макрух. Очевидно, что мусульманин, который с детства усвоил запрет на чрезмерный расход воды при омовении и старался избегать расточительства пять раз в день, испытывает мучительные переживания, сталкиваясь с другими видами исрафа.
Поэтому даже защита от исрафа окружающей среды с помощью разумного потребления тесно связана с приверженностью Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), следованию по его стопам и наполнением души верой.
Поэтому целью данного запрета является закрепление в жизни человека привычки бережно относиться к обыденным вещам и вверенной нам природе. Совершение пятикратного омовения является уроком уважения к окружающей среде и экономии.