Ошибки в намазе могут быть разными. Разберем некоторые возможные варианты.
Приём пищи и жидкости
Приём пищи или жидкости во время намаза — случайно или намеренно — сразу нарушает богослужение. При этом количество не важно, так как еда не имеет отношения к намазу. Если во время поклонения проглотить остатки пищи величиной больше горошины, то намаз нарушается. Если меньше горошины, то богослужение считается принятым, так как сложно избежать подобных случаев.
Намаз нарушается,
если часто пережёвывать остатки пищи, то есть более трёх раз. Поклонение также считается недействительным, если проглотить растаявший сахар, шоколад или халву.
Амалю касир (многократные действия)
Намаз нарушают неоднократные посторонние движения, не имеющие отношения к молитве, а также не способствующие исправлению ошибок. Незначительные действия (амалю калиль) не нарушают богослужения. К амалю касир относятся:
1) Если молящийся поднимет с земли камень и бросит в птицу или животное, то его намаз нарушается. Если же он кинет камень, который был у него в кармане или за пазухой, то богослужение не нарушается, так как это амалю калиль (небольшое действие). Однако посторонние занятия во время намаза порицаемы.
2) Если человек почешется один или два раза, поклонение не нарушается. Намаз считается непринятым, если в одном ракаате почесаться три раза подряд. Если верующий почешет какое-либо место несколько раз, но при этом не оторвёт руки от тела, это считается однократным действием.
3) Три шага подряд без уважительной причины — амалю касир. Но если движения были сделаны в направлении Киблы с промежутками, в течение которого можно сделать один рукн и три раза сказать «субханаллах», намаз не нарушается. При этом пройденное расстояние не имеет значения. С другой стороны, богослужение прерывается, если кто-то толкнёт молящегося, и тот невольно сделает три шага.
4) Намаз не нарушается, если один раз снять тюбетейку или чалму и положить их на землю, или же поднять с их и надеть на голову. Поклонение не принимается, если для этого потребуется совершить несколько движений.
5) Если молящийся ударит кого-либо рукой или плёткой, намаз нарушается, так как это амалю касир. Но считается выполненным богослужение, если мусульманин ударит одной ногой раз или два раза животное, на котором сидит верхом. Дважды ударить верховое животное двумя ногами равносильно движению обоих рук.
6) Намаз нарушается, если во время его совершения сесть на животное, но если сойти с него, то нет. Данное правило можно использовать и в отношении современных транспортных средств.
7) Намаз нарушается, если надевать обувь обеими руками. Если же снять обувь без усилий, одним движением руки, то это движение не влияет на поклонение.
8) Если во время намаза — намеренно или случайно — что-нибудь съесть или выпить, помазать волосы гелем или кремом, расчесать их или заплести, то богослужение считается нарушенным, ибо эти действия являются амалю касир. Но если одной рукой помазать благовоние или крем, то это действие считается амалю калиль и не влияет на поклонение.
9) Нарушает намаз и кормление ребёнка. Но если малыш сам подошёл, взял в рот грудь и дважды пососал, но молоко не выделилось, богослужение считается принятым. Если же молоко выделилось или ребёнок пососал больше двух раз, то намаз становится фасыд.
10) Если супруга поцелует или погладит мужа во время совершения богослужения, то его намаз не нарушается, если не возникло возбуждения. Но если супруг погладит или поцелует жену, со страстью или без, то её молитва нарушается, так как при интимных отношениях мужчина всегда играет активную роль.
11) Намаз не нарушается, если верующий на вопрос о количестве выполненных ракаатов покажет два-три пальца одной руки или же напишет меньше трёх слов. Многократные действия относятся к амалю касир.
Отворачивание от Киблы
По мнению ханафитов и шафиитов, богослужение не будет принято, если отвернуться от Киблы без веской причины. Если это произошло по уважительной причине, то намаз не нарушается, так как подобные действия простительны.
Раскрытие аурата
Намаз нарушается, если во время молитвы аурат открылся намеренно, или от дуновения ветра, или по какой-то другой причине, на время одного рукна. По мнению ханафитов, достаточно раскрытия ¼ части тела, чтобы богослужение было не принято.
Нарушение омовения во время выполнения намаза
Если во время намаза нарушится омовение из-за рвоты или кровотечения из носа, наиболее предпочтительный выход — заново совершить омовение и выполнить богослужение. Но можно, не совершая противоречащих намазу действий, совершить вуду в ближайшем месте и завершить его у места омовения или там, где начинал.
Если же верующий совершал намаз с джамаатом, нужно вернуться в мечеть и закончить поклонение. Если коллективная молитва уже завершилась, то нужно прочитать намаз индивидуально. Если для совершения вуду человек удалится на значительное расстояние, или по дороге будет читать Коран, или у него раскроется аурат, то в этих случаях нельзя завершить ранее начатое богослужение, а необходимо выполнить его заново.
Разрешается руководство намазом вместо имама, если у него нарушается омовение. По этому вопросу существует единодушное мнение учёных-факихов — иджма. Например, если из-за кровотечения из носа у имама нарушится вуду, он должен поставить на своё место знающего человека. Если за имамом следует один человек, который может возглавить намаз, то он автоматически становится имамом.
Намаз всего джамаата нарушается, если имам покинет мечеть или место проведения богослужения, не поставив кого-нибудь на своё место. В этом случае имам словно читает молитву индивидуально и, совершив омовение, может закончить намаз или заново выполнить его. Если же верующие не поняли ситуации, лучше всего заново выполнить намаз. Иначе в джамаате могут возникнуть разногласия.
По мнению ханафитов, намаз считается принятым, если вуду случайно нарушится после последнего сидения в течение достаточного для чтения ташаххуда периода. Последователи остальных трёх мазхабов считают: салям является фардом намаза, и потому сидение в течение времени, необходимого для чтения ташаххуда, недостаточно для завершения намаза.
Громкий смех
Смех, который слышен молящемуся и рядом стоящим людям, приводит к нарушению намаза и омовения. Но табассум — беззвучная улыбка — не влияет на совершение богослужения.
О том, что громкий смех нарушает намаз, сказано в хадисе. Абу Муса аль-Ашари (радыяллаху анху) рассказывал: «Однажды, когда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) руководил намазом, незрячий человек вошёл в мечеть и провалился в яму, которая была внутри помещения. Большинство присутствующих засмеялись. Тогда Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) велел: «Если кто-либо громко засмеётся во время молитвы, то должен заново совершить и вуду, и намаз» (Зайлаи, «Насбур-Рае», 1 / 47—54).
Потеря сознания, рассудка и смерть
Намаз нарушается, так как во всех случаях человек не владеет собой и не отдаёт отчет в происходящем.
Предыдущая статья: Что нарушает намаз — 1
*В статье использованы материалы из книг исламских богословов ханафитского мазхаба.