Изменение намерения
Если во время одного намаза сделать намерение совершить другое богослужение, то предыдущий намаз становится недействительным. Например, если после выполнения одного ракаата намаза зухр сделать такбир и начать намаз аср или нафиль. Если верующий приступил к богослужению и вдруг решил присоединиться к джамаату, сделав такбир или намерение быть имамом для женщин, его первый намаз нарушается (Ибн Хумам, «Фатхуль-Кадир», 1 / 285; Ибн Абидин, «Раддуль-Мухтар», 1 / 583; Зайлаи, «Тыбьянул-хакаик», 1 / 158).
Невыполнение рукна или условия
Намаз нарушается, если не выполнить и затем не возместить один из рукнов. Например, не сделать сажда одного ракаата и отдать салям без када. Также богослужение становится недействительным, если без уважительной причины не соблюдено одно из необходимых условий. Например, если не найти одежду для прикрытия аурата, воду, чтобы смыть с тела наджасу, или болеть настолько, что оказаться не в состоянии повернуться в сторону Киблы.
Совершение рукна раньше имама
Если верующий даже по ошибке совершит рукн раньше имама и если вместе с имамом или после не возместит его и отдаст салям, то намаз нарушится. Если человек повторно сделает выполненный с опережением рукн вместе с имамом или возместит после него, но отдаст салям вместе с имамом, то богослужение считается действительным.
По мнению шафиитов, пока два рукна не совершены раньше имама даже без уважительной причины, то намаз за имамом не нарушается (Аз-Зухайли, 2 / 22).
Совершение намаза мужчинами и женщинами в одном ряду
Богослужение не принимается, если мужчины и женщины читают намаз настолько близко, что между ними уже никто не может встать, или их не разделяют стена, ширма или занавес.
Обнаружение воды после сделанного таяммума
Намаз нарушается, если человек сделал таяммум вместо вуду и приступил к богослужению, но затем обнаружил воду, которой легко воспользоваться. Например, если верующий услышал журчание из крана. Однако ханафиты считают: если вода найдётся после последнего сидения во время чтения ташаххуда, то намаз не нарушается, ибо считается завершённым.
Намеренная отдача саляма до завершения намаза
Богослужение нарушается, если при выполнении 4-ракаатного намаза посчитать его 2-ракаатным и отдать салям после первого сидения. Например, если посчитать фард намаза иша за таравих, фард намаза зухр — за джума или фаджр, и отдать салям, думая о завершении поклонения.
Намаз не нарушается, если молящийся человек хорошо знает, сколько ракаатов в намазе и помнит его вид, но по ошибке после первого сидения отдаёт салям. Если верующий после этого не совершил амалю касир и не заговорил с кем-либо, он может выполнить оставшуюся часть богослужения и сделать сажда саху за задержку.
Читайте начало статьи: