На протяжении всей истории мусульманского мира каллиграфия была одной из самых важных и ценных форм искусства. В отличие от христианской Европы, где портреты и картины были главной формой искусства в эпоху Возрождения вплоть до современного периода, мусульманский мир славится более абстрактными формами живописи, архитектуры и каллиграфии.
Одной из самых сложных и замысловатых форм исламской каллиграфии была тугра. Ее дизайн использовали, как правило, султаны Османской империи. Тугра служила им подписью и печатью на государственных документах.
Происхождение и форма тугры
Первая известная османская тугра приписывается султану Орхану Гази, второму правителю Османской империи, который стоял во главе государства с 1326 по 1362 годы. Первоначально тугра удостоверяла официальный характер документов Османской империи, а также служила подписью и печатью султана.
Тугру было крайне трудно читать и копировать. Таким образом в Османской империи пресекались попытки подделки государственных знаков и обеспечивался авторитет подписи султана. Самые ранние изображения тугры были предназначены для проставления печатей на официальных письмах, декларациях и монетах.
Тугра имела особый стиль и форму. Существует множество теорий о том, откуда и как она появилась. Некоторые исследователи полагают, что первые владыки Османской империи не владели грамотой, а потому окунали большой палец и три других в чернильницу для подписи документов. Поэтому тугра была призвана воспроизвести эту форму. Другие же считают, что три высокие линии тугры символизируют три континента, которыми владела Османская империя, — Европу, Азию и Африку.
Каковы бы ни были истоки появления этой формы, она была очень конкретной. В изображении тугры использовались правила, которые никогда не могли быть нарушены. Самой заметной частью султанского символа является бейзе, что в переводе с турецкого означает яйцо. Посмотрев внимательно на тугру, мы увидим большую овальную форму слева. Она имеет внутреннее и внешнее яйцо, которые обычно представляют собой стилизованные буквы, являющиеся частью имени султана. Эти буквы образуют большую петлю, возвращаются направо и заканчиваются двумя искривленными линиями, которые уходят в правый конец тугры. Эти два яйца должны были символизировать Черное море и Средиземное моря, которые контролировала Османская империя.
Через эти кривые пробегают три прямые вертикальные линии, обычно являющиеся частью арабских букв алиф или лаам в имени султана. Из них вытекают волнистые кривые, которые не обязательно представляют собой буквы. Вместо этого они изображают продвижение Османской империи с Востока на Запад.
В нижней части тугры находится ее база, где содержится большая часть написанного. Здесь, на довольно маленькой и узкой площади, изображалось имя правящего империей султана вместе с именем его отца, а также писались его многочисленные почести и регалии. В этой же части каллиграфы изображали молитвы к Аллаху с просьбой даровать победу и успех султану.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)