facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Основные источники по истории Ислама

0

Основные источники по истории Ислама делятся на два вида: устные и письменные. Стихи, рассказы, легенды, предания, сказания, анекдоты, пословицы и поговорки относятся к устным источникам. В первое время множество знаний, связанных с Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), передавалось именно этим способом. Впоследствии, они перешли в письменность в виде книг о жизни Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и сборников хадисов.

 

Существуют различные виды письменных источников по истории Ислама. Первым из них является Коран. Помимо основного источника Ислама, Священная Книга несет в себе сведения о религиозных верованиях и социально-экономическом положении арабского общества эпохи невежества, об усилиях Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) для распространения Ислама и даже некоторые подробности его личной жизни. По этой причине, люди, которые изучают и исследуют зарождение Ислама и жизнь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), в первую очередь, обращаются к Корану.

 К письменным источникам, передающим последующим поколениям множество религиозных и социальных сведений о первых периодах исламской истории в виде слов и деяний Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям), также относятся сборники хадисов.  Сахабы внимательно следили за Пророком (салляллаху алейхи ва саллям), который был для них наилучшим примером, и донесли до потомков информацию о его жизни в мельчайших деталях.

Возникшие со временем жизнеописания Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и общеисторические книги также являются опирающимися на сведения из хадисов основными письменными источниками.

По данной теме существует четыре сохранившихся до нашего времени основных источника. Первым исследованием в данной области было произведение Ибн Исхака «Китабу’ль-Мегази», оно составило и основу написанных позже других книг. Вышеуказанный труд состоит из трех разделов. Первый посвящен истории Пророков от Адама (алейхиссалям) до Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) и описанию их эпох, во втором повествуется о ниспослании Аллахом Мухаммада (салляллаху ва саллям), в последнем дается детальная информация о его походах.

Это произведение через 50 лет было сокращено Ибн Хишамом и предоставлено вниманию читателей под названием «Сирету’н-Набавийа». Автор обладал глубокими знаниями, особенно в области этимологии и грамматики. Взяв за основу сочинение Ибн Исхака, он написал свою трактовку. Оба произведения являются самыми известными и самыми древними из сохранившихся до наших дней. Книга Ибн Хишама была переведена на множество языков, в последующие эпохи к ней писались толкования.

Вакиди, один из современников Ибн Хишама, со своим произведением «Китабу’ль-Мегази» также занимает видное место. Абу Джафар Мухаммад бин Джарир ат-Табари – еще один автор того времени. Обладавший глубокими познаниями и в других мусульманских науках, он прославился своим трудом по истории Ислама «Тарих-и Табари». Табари в этом произведении прежде всего рассматривает сотворение человека. Данный раздел книги также можно назвать историей Пророков. Затем он описывает развитие Ислама с момента его зарождения и до современности. Табари публикует в своей книге дошедшие до него предания преимущественно без комментариев.

Кроме того, к основным письменным источникам по истории Ислама также относятся библиографии, переводы, книги по истории городов и областей, родословные, жизнеописания и хроники побед правящих династий. К ним нужно добавить важные с точки зрения истории культуры литературные произведения и описания путешествий мусульманских и иностранных путешественников по различным уголкам исламского мира.

Архивные документы из различных материалов также занимают место среди письменных источников. Например, ими являются переписки между руководителями мусульманских государств (указы, грамоты, приговоры, договоры и тому подобное) и судебные протоколы (реестры дел по Шариату).

В качестве второстепенных письменных источников мы можем упомянуть различного рода археологические и музейные экспонаты, которые хранятся в помещениях или на открытом воздухе. Текст на входной двери старинной мечети со сведениями о времени, авторе и заказчике строительства называется «китабе». Таким же образом, в определенных местах на медресе, постоялых дворах, банях и других исторических сооружениях также находятся китабе. Кроме того, в данную группу входят еще и надгробия, медали, печати, старинные деньги, кухонная утварь и тому подобное. Все они составляют основные источники по истории Ислама.

 

Share.