facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Особенности займов для мусульман

0

В Исламе существует очень важная особенность в отношении займов. Обе стороны должны соблюдать определенные условия, чтобы не лишиться фейза и благословения Аллаха. В современном мире многие люди видят в этом поклонении лишь ущерб для кредитора, и стараются остаться в стороне.

Утраченное доверие от несоблюдения условий купли-продажи, склонность к обману и жульничеству, а также неисполнение договоренностей, привело к тому, что заем перестал быть популярным среди людей. Однако сейчас как никогда важно сломать сложившийся стереотип. Имеющие средства мусульмане не должны искать предлога для отказа должнику, а берущие займ не должны оправдывать отсрочку выплаты своей нуждой. В противном случае богатый не сможет благодарить Аллаха за вверенное ему как аманат имущество, а нуждающийся может потерять источник средств существования и будет вынужден занимать деньги под проценты.

О достоинствах займа сказано во многих аятах и хадисах. Те, кто не соблюдает условий, накладывают на себя огромную ответственность. В то время как каждая предоставленная согласно адабу ссуда является достоянием му’мина в жизни вечной.

Анас бин Малик (радыяллаху анху) свидетельствовал, как Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) однажды сказал: «В ночь Мираджа я видел врата Рая, на которых было начертано: «Садака окупится в десятикратном размере, а за предоставленный заём воздастся в восемнадцатикратном размере». Поэтому я спросил у Джабраила, почему дать в долг предпочтительнее милостыни, и он ответил: «Побирающийся чаще всего просит денег, даже имея средства, а берущий взаймы делает это потому, что действительно нуждается» (Ибн Маджа, «Садакат», 19 / 2431).

Давать садака предписано каждому мусульманину. Однако если существует вероятность задеть чувства нуждающегося, заем оказывается предпочтительнее милостыни. Об этом сказано в хадисе: «В некоторых случаях дать в долг лучше, чем подать садака» (Аль-Азизи, «ас-Сираджуль-Мунир», III, 57).

Праведные му’мины, следуя наставлению Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), после получения долга обратно не тратили эти деньги, а вновь расходовали на те же цели. Они создали традицию «карзы-хасан» — прекрасного займа. Однажды Сулейман бин Узунан дал в долг тысячу дирхемов Алкаме бин Кайсу. Он своевременно вернул ссуду, однако через несколько месяцев, вновь испытывая денежные трудности, вынужден был просить в долг. Сулейман согласился: «Пожалуйста, с удовольствием!» – и, обратившись к жене, велел принести стоящий в углу запечатанный кувшин.

Когда женщина принесла то, что он просил, Сулейман объяснил Алкаме: «Клянусь Аллахом, тут те дирхемы, что ты мне вернул! Я не взял из них ни одной монеты. Ибо Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил: «Если мусульманин дал что-либо в долг дважды, ему за одно из этих благодеяний воздается награда как за милостыню!» (Ибн Маджа, «Садакат», 19 / 2430).

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.