facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Острое жало ревности

0

Ревность, пожалуй, наиболее сложное чувство для понимания. Каждый из нас, или как минимум многие, были подвержены ее вспышкам. Это могло быть внезапным импульсом или длительной эмоцией, вызванной по отношению к человеку, к которому вы неравнодушны.

Однако Пророк (да салляллаху алейхи ва саллям) предостерегал нас от проявлений этого чувства: «Остерегайтесь ревности, потому что она поглощает все благие дела подобно тому как огонь пожирает сухую древесину» (Абу Давуд, «Сунан»).

Очень важно обращать внимание на проявления ревности в наших сердцах, чтобы противостоять наущениям шайтана. Имам Газали определил ревность как форму скупости. Однако это не относится к жадности в привычном для нас понимании. Здесь подразумевается недостаток того, что должно причитаться вам. Получается, что человек не хочет делиться тем, что не принадлежит ему. Это большой нравственный порок. Если скупость материальная проявляется в нежелании отдать принадлежащие вам несколько купюр, то ревность заключается в нежелании делиться чувствами другого.

Жадность и ревность довольно тесно связаны. По мнению имама Газали, ревность — это скупость в отношении благословений и милости Аллаха. Если Всевышний наделил кого-то прекрасными чертами, интеллектом, мелодичным голосом или богатством, то жало ревности заставляет человека желать того, чтобы Аллах не даровал Свои блага тем людям.

Получается, что вы проявляете скупость в отношении того, что никогда не принадлежало вам. Всеми благами владеет только Всевышний, и Он дарует их тем, кому пожелает. В этот момент вы можете подумать: «Нет, я не хочу, чтобы Аллах отказал Своим избранникам в милостях, но я бы желал получить их тоже!»

На самом деле подобные мысли — самообман, потому что если Аллах лишит кого-то Своих щедрот, то вы испытаете удовольствие и проявите высокомерие. Конечно, в таком случае в вашем сердце не будет никакой ревности. Это проявление скупости в отношении даров Аллаха и роптании на Его предопределение.

Искренним верующим предписано постоянно благодарить Всевышнего, помнить о том, кто дарует удел, и усердно трудиться. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Никто из вас не сможет считаться по-настоящему уверовавшим, пока не полюбит своего брата как самого себя» («Аль-Сахихайн»).

Праведники говорили: «Никогда никому не завидуй, чего бы это ни касалось. Если человек должен оказаться обитателем ада, почему я должен переживать из-за того, что он обладает какими-то мирскими благами? Если же человеку суждено оказаться в Раю, как я могу завидовать тому, кем доволен Аллах?»

В Коране сказано: «Так бойтесь же Аллаха, насколько можете, слушайтесь [Его], будьте покорны и расходуйте во благо себе. А те, кто избавился от опасности собственной скупости, — они и есть преуспевшие» (Сура «ат-Тагабун», 64 / 16).

(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)

Share.