Отказ от мести, имея достаточно сил, не признак слабости и малодушия. Прощение — наивысшая добродетель. Если человек бессилен, он не в состоянии ничего сделать. Поэтому истинная добродетель — умение прощать, будучи сильным. В аяте говорится: «Не равны добро и зло. Отринь [зло] тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет таким, как твой близкий друг» (Сура «аль-Фуссилят», 41 / 34).
Прогоняй зло добром!
«Сердце откликается на свершение благих дел». Если человек, которому сделали доброе дело, был врагом, его злоба уменьшится, если относился нейтрально — отношения потеплеют, если был другом — станет любить больше.
Подобно тому, как плодоносящее дерево готово к летящим в него камням, так и мусульмане должны быть готовы к страданиям, которые им могут причинить грубые и невежественные люди. Мириться ради одобрения Всевышнего с притеснениями позволяет высокая степень религиозного сознания.
Д.Руми, читавший божественные проявления во Вселенной, говорил: «Роза терпела соседство шипов, поэтому ей был пожалован прекрасный аромат и приятный цвет».
Имам Шаби вместо того, чтобы гневаться на оскорбляющих его, говорил так: «Если твои слова правда, пусть простит меня Аллах! Если твои слова ложь, да простит тебя Аллах!»
Прости, чтобы простилось!
Искренние верующие руководствуются принципом «Не умеющий прощать не будет прощён» и потому относятся снисходительно ко многим поступкам других рабов Всевышнего, чтобы самим удостоиться божественной милости. Ведь если сегодня эгоистичный и корыстный дух не проявит желания простить рабов Аллаха, то как он завтра будет просить Его о прощении?!
Привычка таить обиду проистекает из человеческой беспечности. Ведь настоящий хозяин прощения — Всевышний. Верующие также могут прощать из любви к Аллаху.
Умение прощать, не испытывая малейшего недовольства, есть вершина совершенства сердца.
(При использовании материалов islamisemya.com гиперссылка на сайт обязательна!)