Этот вопрос звучит все чаще и чаще, особенно в месяц Раби-уль-Авваль. Он вызывает сомнения у многих. Однако, если этот вопрос задается не ради праздного любопытства, то его можно назвать не совсем справедливым и честным. В контексте дискуссии о Мавлиде такая постановка считается риторической ловушкой.
Это вопрос из серии: «Вы все еще бьете свою жену?» На него нельзя однозначно ответить «да» или «нет». Для начала надо признать факт побоев и, конечно же, уточнить наличие супруги у того, кому задан вопрос. Часть фразы может не отвечать действительности и потому однозначно согласиться или отрицать не представляется возможным.
Точно так же вопрос о сахабах и Мавлиде не может быть решен без прояснения факта, праздновали ли сподвижники день рождения своего наставника или нет. Также это подразумевает наличие официального признания Мавлида в шариате.
Но в том-то и дело, что ни один исламский ученый не сможет признать, что этот праздник легализован шариатом. Люди только утверждают, что это хороший поступок – вспоминать и восхвалять Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), читать Коран, что согласуется с общими правилами мусульманского законодательства.
Нужно понять, почему люди выступают за празднование Мавлида. В качестве примеров приводятся высказывания сахабов и первых мусульман о Пророке (салляллаху алейхи ва саллям) и его делах, а также аяты Корана, в которых говорится о проявлении почтения к Посланнику Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям).
Такой подход согласуется с основным принципом юриспруденции: «правилом для вынесения решений в отношении вопросов является допустимость, если нет доказательств обратного». Согласно этому принципу и подавляющее большинство алимов выносят свои фетвы. И потому неправомерно формулировать вопрос как «отмечали ли сахабы Мавлид?» Нужно спрашивать: «Есть ли какие-либо признаки того, что сахабы считали недопустимым или нежелательным празднование дня рождения Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям).
Стоит различать празднование дня рождения, каково оно есть в нашем представлении, с празднованием Мавлида Пророка (салляллаху алейхи ва саллям). Это принципиально разные вещи, и говорить о них в одинаковом контексте и в одном ассоциативном ряду будет и ошибочно, и лишено адаба.
Для мусульман время Мавлида – особый повод погрузиться в изучение жизни Пророка, в атмосферу духовности, которую он явил миру. Празднование Мавлида – это не мирское, бытовое, а особое, для обогащения души и выражения почтения человеку, к жизни которого мы можем обратиться в любой момент и найти для себя нужные ориентиры.