facebook
Twitter
Youtube
Vk
GoolePlus
Ok
livejournal

Отношение мусульман к иноверцам

0

Справедливость и понятие о правах

Ислам обязует верующих соблюдать право Аллаха и права человека. Мусульманин несёт ответственность за нарушение прав другого, за несправедливое отношение, за причинённое зло и обиду.

Мученики за веру заслуживают особого уважения. Однако даже им Аллах не прощает нарушение обязанностей перед другими. Совершивший Хадж человек искупает все грехи, но отношения с другими людьми он должен исправить сам. Ибо в Коране главный акцент сделан на справедливости.

В шариате соблюдается принцип равноправия между мусульманами и представителями иной веры. Кроме того, мусульмане не могут вмешиваться в религиозные обязанности других.

Это связано с уважительным отношением к предписаниям остальных религий. Принцип равенства в Исламе особенно щепетильно соблюдается в сфере имущественных прав и наказаний.

Согласно исламскому уголовному праву, религиозная принадлежность истца и ответчика не влияет на вынесение приговора. В истории известен случай, когда тяжба иноверца производилась с главой мусульманского государства. Существует множество примеров того, что шариатские судьи выносили решения против правителей.

По мусульманскому уголовному праву, представители всех религий несут одинаковую ответственность. В случае убийства мусульманином иноверца по мазхабу Абу Ханифы выносится решение «кыссас». Потому что в Коране сказано: «Если кто-либо убьёт человека не в отместку за [убийство] другого человека и [не в отместку] за насилие на земле, то это приравнивается к убийству всех людей» (Сура «аль-Маида», 5 / 32).

Понятие «человек»  относится и к мусульманам, и к неверующим. Этот термин характеризует представителей всех религий, национальностей, рас и цветов кожи. Ибн Аббас (радыяллаху анху) говорил, что люди имеют равные права при откупе за кровь убитого родственника.

Согласно исламскому уголовному праву, клеветать на иноверцев запрещено точно так же, как и на мусульман. Если мусульманин посягнёт на честь женщины другой религии, он будет наказан так же, как при посягательстве на честь мусульманки. Кроме того, ко всем покойным нужно проявлять одинаковое уважение. Нельзя обижать иноверцев при жизни и оскорблять их останки на кладбище.

Мусульманина осудят за присвоение имущества иноверца. В эту категорию попадают даже запретные свинина и алкоголь. Ислам не допускает прикасаться к вещам других из-за ценности для законных владельцев. В случае причинения вреда мусульманин обязан компенсировать стоимость.

Принцип справедливости и равенства соблюдается в международных отношениях точно так же, как и в отношении рядовых граждан. Однажды мусульманин Ту’ме украл военное снаряжение своего соседа Катаде и, положив его в кожаную торбу, спрятал в доме иудея Зейда. Катаде заподозрил Ту’ме, обыскал его дом, но не нашёл пропажу. В расследовании происшествия следы привели к дому иудея, и снаряжение было найдено там. Зейд утверждал, что вещи у него оставил Ту’ме. Конфликт вышел на уровень межнационального. В итоге они попросили Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) разрешить спор. На основании явных улик он был готов вынести решение о невиновности Ту’ме, и тут Аллах ниспослал ему аят: «Воистину, Мы ниспослали тебе [, Мухаммад,] Писание как истину, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми посредством того, чему тебя учил Аллах. Так не будь же на стороне изменников» (Сура «ан-Ниса», 4 / 105).

Эльмалылы растолковал данный аят как «Не будь на стороне изменников: и мусульман, и иноверцев». После заключения договора в Худайбии было выдвинуто требование вернуть переселившихся из Мекки в Медину женщин-мусульманок. В аяте Аллах повелел вернуть их прежним мужьям-язычникам выплаченное при бракосочетании приданое как законную собственность:: «И пусть [мужья-неверные] требуют то, что потратили [на калым бежавшим от них жёнам]» (Сура «аль-Мумтахина», 60 / 10).

После переезда иудеев племени Бени Надир из Медины некоторые заявили о долге мусульман перед ними. Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) уменьшил сроки и предложил сразу выплатить деньги. Когда верующие взяли в долг у христиан некоторые материалы для оборонных целей, они отразили это в тексте договора. После осады Мекки Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) взял в долг (после использования вернул долг в срок) военное снаряжение у язычника Сафвана. Все эти и другие примеры показывают, как Пророк всегда щепетильно относился к правам других.

Коран призывает помогать друг другу в добрых делах и не поддерживать в дурных: «Пусть ненависть к людям, которые не допускали вас к Запретной мечети, не толкнёт вас на грех. Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. И страшитесь Аллаха. Воистину, Аллах суров в наказании!» (Сура «аль-Маида», 5 / 2).

Использование в аяте выражения «помогайте друг другу» говорит о том, что мусульмане и иноверцы могут действовать сообща для решения религиозных и нравственных проблем, предотвращения несправедливости и установления истины в духе «союза чести» времен Пророка (салляллаху алейхи ва саллям).

Доброе отношение к мирным язычникам

Дочь Абу Бакра (радыяллаху анху) Эсма (радыяллаху анха) рассказывала: «При жизни Пророка (салляллаху алейхи ва саллям) моя мать-язычница пришла увидеться со мной. Я спросила у него согласия. После этого был ниспослан аят: «Аллах не запрещает вам являть дружелюбие и справедливость к тем, кто не сражался с вами из-за веры и не изгонял вас из ваших жилищ, — ведь Аллах любит справедливых. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за веры, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. Вот те, кто дружит с ними, — воистину, нечестивцы» (Сура «аль-Мумтахина», 60 / 8-9).

Здесь подразумеваются люди всех национальностей и вероисповеданий, которые не покушаются на религиозные чувства, права и жизнь мусульманина. Этот аят содержит все договорённости с немусульманским населением, которое жило на исламских территориях по законам шариата. Кроме того, в 5-м году Хиджры Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) выделил беднякам Мекки 500 динаров в связи с неурожаем. Одновременно он щедро рассчитался с Абу Суфьяном (радыяллаху анху) хурмой из Медины за шкуры, который тот никак не мог продать. В религиозных фондах-вакуфах также оказывают помощь невзирая на вероисповедание.

Ислам призывает поддерживать добрососедские отношения со всеми: «Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям, как родственникам, так и не состоящим с вами в родстве, собратьям [по ремеслу], путникам и тем, кем вы владеете. Воистину, Аллах не любит гордецов, спесивцев» (Сура «ан-Ниса», 4 / 36).

Муфассир Корана Хамди Языр в толковании аята напоминает хадис: «Соседи делятся на три группы. У первого есть право соседа, право родственника и право мусульманина. У второго есть права соседа и мусульманина. У третьего есть одно право – по-доброму относиться к соседям-христианам, иудеям и многобожникам».

Исламские нормы нравственности предписывают разделять с соседями-иноверцами их горести и радости. Их необходимо проведывать во время болезни, желать им скорейшего выздоровления, присутствовать на похоронах и выражать соболезнование близким, поздравлять с рождением ребёнка и с приездом гостя издалека. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) приходил проведать больного иудейского мальчика. Кроме того, о добром отношении к иноверцам говорится в хадисах.

Доброе отношение к родителям-язычникам

Ислам уделяет большое значение родителям. Во многих аятах служение Аллаху и забота об отце и матери следуют друг за другом: «Не поклоняйтесь никому, кроме Аллаха, относитесь достойно к родителям» (Сура «аль-Бакара», 2 / 83); «Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого. Делайте добро родителям» (Сура «ан-Ниса», 4 / 36); «Мы заповедали человеку [относиться хорошо] к родителям своим. Мать носила его с большим трудом. Его следует отнимать от груди в два года. [Мы велели]: «Благодари Меня и своих родителей: ко Мне вернутся [все]» (Сура «Лукман», 31/14); «Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и выказывать доброе отношение к родителям. Если один из родителей или оба достигнут преклонного возраста, то не говори с ними сердито, не ворчи на них и обращайся к ним уважительно» (Сура «аль-Исра», 17 / 23).

Даже если родители пытаются склонить ребёнка к многобожию, Коран предписывает не подчиняться им. Однако при этом нужно сохранять хорошие отношения. Джессас разъясняет аят: «Аллах повелевает детям делать добро своим родителям. Предписание аята общее как для родителей-мусульман, так и для неверующих. Нужно относиться к отцу и матери с милосердием, даже если они не являются мусульманами. И ребёнок обязан молиться Аллаху за вступление своих родителей на истинный путь, пока они живы. Слова «Обращайтесь с родителями хорошо и допустимым образом» в аяте означают, что нужно быть вместе с ними, не участвуя в грехах, согласно исламским правилам человеколюбия. Это значит оказывать родителям необходимую в земной жизни помощь: удовлетворять потребности в еде, питье и одежде, не обижать их, не грубить им, заботиться об их лечении во время болезни, хоронить после смерти».

Брак и родство с иноверцами

В мусульманском праве существуют временные и непреодолимые препятствия для брака. Различие в религии относится к первой категории. В Коране есть аяты о браках с язычниками и людьми Писания. Однако здесь имеется различие между многобожниками и иудеями с христианами.

Дочь Пророка (салляллаху алейхи ва саллям), благочестивая Зайнаб (радыяллаху анха), вышла замуж за сына своей тёти по матери, Абу’ль-Аса. В период переселения мусульман в Медину она с двумя детьми осталась в Мекке. Её супруг попал в плен в битве при Бадре. В качестве выкупа женщина отдала своё ожерелье. Затем муж не поддался требованиям своей родни развестись с ней, однако отправил Зайнаб (радыяллаху анха) в Медину.

Так прошло 6 лет. Однажды, возвращаясь из путешествия, Абу’ль-Ас тайком приехал в Медину. Зайнаб (радыяллаху анха) поручилась за его безопасность. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) наставлял дочь обращаться с мужем хорошо, однако добавил, что их отношения не считаются дозволенными. Абу’ль-Ас вернулся в Мекку и объявил себя мусульманином. В 7-й год Хиджры он переехал в Медину. По мнению одних людей, этот брак является продолжением прежнего, другие считают, что в данном случае нужно заключать новый союз.

Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) принимал подушный налог от огнепоклонников. Однако запрещал жениться на женщинах из их племени и есть мясо животных, которых они резали.

В Коране говорится: «Сегодня дозволены вам прекрасные яства. Пища людей Писания дозволена вам, а ваша пища дозволена им. Целомудренные женщины из уверовавших и целомудренные женщины из числа тех, кому было даровано Писание до вас, [дозволены вам для женитьбы], если вы уплатите выкуп за них, если вы целомудренны и не распутничаете и если не хотите их взять наложницами». Тщетны деяния того, кто отрекся от веры, а в будущем мире он окажется среди потерпевших урон» (Сура «аль-Маида», 5 / 5).

Какое-то время мусульмане относились холодно к бракам с женщинами Писания. Например, благочестивый Умар (радыяллаху анху) приказал Хузайфу развестись с его женой-немусульманкой. Мужчина спросил: «Вы утверждаете, что я должен развестись по причине запретности такого брака?» Сахаб ответил: «Я не утверждаю этого, однако опасаюсь, что они склонны к распутству». Так он озвучил свои подозрения относительно нравственности и указал на важный нюанс между запретом и недозволенностью религией. В другом предании благочестивый Умар (радыяллаху анху) ответил: «Я опасаюсь распространения браков с чужими женщинами и того, что их будут предпочитать мусульманкам».

Кораном запрещены браки мужчин-мусульман с женщинами-язычницами: «Не женитесь на многобожницах, пока они не уверуют» (Сура «аль-Бакара», 2 / 221) и мусульманок с мужчинами-язычниками: «Верующим женщинам не дозволено выходить замуж за неверных» (Сура «аль-Мюмтахина», 60 / 10).

В аяте сообщается о дозволенности брака с женщинами Писания, ибо их пища дозволена мусульманам. Односторонность в этом вопросе стала причиной некоторых правовых споров. Эльмалылы говорит о том, что в данном случае основным является дозволенность, однако в вопросах жизни и чести главное – пол. Таким образом, отсутствие фразы о браке женщин-мусульманок с мужчинами Писания нельзя трактовать как невозбраняемость такого брака в шариате.

Брак в Исламе соблюдает право родства. Однажды благочестивому Умару (радыяллаху анху) пожаловались, что Сафийе (радыяллаху анха) почитает священную для иудеев субботу и хочет их проведать. Он попросил женщину объяснить ситуацию, и та ответила: «Я перестала любить субботу после того, как Аллах поменял её для меня на пятницу. Однако у меня есть родственники среди иудеев, которых я хочу проведать».

 

Итог: Знание этого материала очень важно и актуально в наши дни, когда радикальные группы без зазрения совести нарушают права всех людей, мусульман и немусульман, под видом требований религии. Ислам стоит на защите мира и справедливости. Мы должны помнить об этом и уметь привести примеры из Корана и жизни Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и сахабов.

 

Источники:

Коран. Перевод смыслова Османова.

Ахмет Гюнеш. Отношения мусульман с немусульманами. Различные публикации.

Ахмет Хамди. Ответы на вопросы. Как относиться к неверующим родителям?

Сайт «Ислам и семья». Публикации на тему брака с людьми другой веры.

См.: Karaman, Hayrettin, “Adalet”, DİA, İstanbul 1988, I, 343–344; Hadduri, Macid, İslam’da Adalet Kavramı, çev. Selahattin Ayaz, İstanbul 1991, s. 25–28.

 

Share.