В современном мире много говорят о правах работников. Ислам выдвигает отдельные требования в отношении работодателя-мусульманина к персоналу. Есть и критерии при определении трудовых часов, распорядка дня и заработной платы работников.
Больше всего в жалости нуждается менеджер, мучающий своих подчинённых. Таких руководителей нужно жалеть и наставлять на правильный путь, так как большинство возникающих проблем происходят по их вине. Порой тиран-работодатель обращается к своему работнику: «Ты питаешься с моего стола». Однако есть ли у него право так говорить?
В предсмертный миг Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) настойчиво повторял: «Наша обязанность перед Всевышним — намаз, намаз, намаз! Соблюдайте права тех, кто находится под вашим покровительством!»
Только из-за опасения нарушить эти права сподвижники отпускали пленных. Поэтому современный Бизнесмен-мусульманин должен кормить своих подчиненных тем, что ест сам. Он не должен загружать их непосильной работой. Это право Ислам дал не только людям, но и животным. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) заметил группу людей, которые, сидя верхом, беседовали друг с другом. Он сказал им: «Садитесь на своих животных и при этом не загоняйте и давайте как следует отдохнуть. Не делайте их сиденьями при беседах на улицах и дорогах. Есть много животных, которые гораздо лучше тех, кто на них сидит, и они чаще поминают Аллаха!» (Ахмад, 3/439).
Мусульманин-работодатель должен уважительно относиться к работнику. В Коране сказано: «О, люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас народами и племенами, чтобы вы знали друг друга, ибо самый уважаемый Аллахом среди вас — наиболее благочестивый. Воистину, Аллах — знающий, сведущий» (Сура «аль-Худжурат», 49 / 13).
Причиной ниспослания этого аята был невольник, проданный в рабство. Он стал мусульманином и сказал: «У меня есть пожелание к тому, кто купит меня: когда будут читать азан, мой хозяин должен отпустить меня, чтобы я смог пойти и совершить намаз за спиной Пророка (салляллаху алейхи ва саллям)».
Всё случилось именно так, как и хотел этот человек. Каждый раз Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) входил в мечеть и искал глазами этого невольника. Однажды он не увидел его и спросил у хозяина: «А где твой невольник? Я не вижу его»
Хозяин пояснил, что тот заболел. Тогда Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) собрал всех сахабов и отправился навестить его. Через некоторое время этот невольник снова не пришёл на намаз, и Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) спросил у хозяина: «Разве ты посягнул на его право приходить на намаз?»
Но человек посетовал, что его раб умирает. И тогда Посланник Всевышнего (салляллаху алейхи ва саллям) вновь с сахабами отправился к нему. До самой его кончины они не отходили от невольника, а после смерти Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) попросил обмыть его тело и прочитал джаназа-намаз.
После этого мекканские мухаджиры и мединские ансары заметили: «Мы посвятили свои жизни и имущество служению Аллаху, однако Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) оказал этому невольнику больше внимания, чем нам».
Аят суры «аль-Худжурат» был ниспослан не ради сахабов или состоятельных людей, а ради невольника. Он был рабом, но при этом обладал высочайшим таква. Ибо в качестве платы за себя этот человек пожелал иметь возможность находиться в обществе Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям). Он просил отпустить его на намаз, чтобы вместе с ним совершать сажда.