В Исламе каждый человек несет ответственность лишь за собственные дела. В Коране сказано: «Никто не возложит на себя ноши чужих [грехов]. И если обременённая [ношей] воззовёт [о помощи], никто не возьмёт на себя хотя что-нибудь из её ноши, даже если она обратится к родственнику. Ты, [Мухаммад], можешь только заочно увещевать тех, которые боятся Господа своего, [но боятся встречаться с тобой] и совершают обрядовую молитву. Тот, кто очищается [от грехов], очищается ради себя, и всё возвращается к Аллаху [в Судный день]» (Сура «аль-Фатыр», 35 / 18).
Ислам наделил человека волей и правом выбора, поэтому каждый из нас будет нести ответственность за все свои деяния. В Коране сказано: «Кто бы ни совершил добро — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла — [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него» (Сура «аз-Зальзаля», 99 / 7-8).
Если мусульманин не будет совершать богослужения, то ему предстоит держать ответ перед Всевышним. Другим верующим остается лишь делать наставления. Побуждение к истине и призыв к одобряемому является важнейшей социальной обязанностью каждого мусульманина.
В Коране об этом сказано: «Вы – лучшая из общин, возникшая среди людей. Вы призываете к благому, запрещаете порицаемое и верите в Аллаха. Если бы люди Писания уверовали [как вы], это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая их часть – нечестивцы» (Сура «Али Имран», 3 / 110).
Наставления лучше всего начинать с семьи и самых близких людей. Потому что так Аллах повелел Пророку (салляллаху алейхи ва саллям): «Увещевай своих ближних родственников!» (Сура «Аш-Шуара», 26 / 214).
В одном из хадисов также говорится, что каждый мусульманин несет ответственность перед своими подопечными (Бухари, “Джума», 11; Муслим, “Имара», 20).
Между супругами и перед детьми существуют обязанности не только материальном плане, но и в духовном. Они прежде всего заключаются в обучении Исламу и наставлениях. Ибо Всевышний, обращаясь к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), сказал: «Вели членам своей семьи совершать обрядовую молитву и будь терпелив при ее [совершении]. Мы не требуем от тебя удела, Мы сами наделим тебя уделом, а [добрый] исход — [тем, кто] благочестив» (Сура «Та Ха», 20 / 132).