Жизнь – великий дар Всевышнего. Жизнь – великое испытание от Всевышнего.
Имам Газали писал: «Верующий человек после утренней молитвы, перед вхождением в новый день, стремится побыть наедине с собой. Ему нужно заключить соглашение со своим внутренним «я», обговорить некоторые детали взаимоотношений. Ведь именно так ведутся деловые переговоры. Порой нужно высказать предостережения и опасения. И человек, призывая себя к отчету и договору, непременно задумается:
«Мой капитал – это моя жизнь. Когда истечет срок жизни, не станет и капитала. И больше нельзя будет получить прибыль. Но пока я стою на пороге зарождающегося нового дня – в этом преимущество и счастье мое! Если бы Всевышний забрал у меня жизнь, я страстно желал бы, хотя бы на один день вернуть ее, чтобы здесь, на земле, совершить добрые дела. А пока дарован новый день, можно представить себе, что возвращен к жизни снова…»
В таком случае не смей приближаться к грехам и не проводи впустую ни одного мгновения этого дня, мой нафс!
Каждый вдох – бесценная Милость Аллаха. Один день – 24 часа. В Судный день каждому человеку принесут 24 ящика за каждые сутки.
Открыв первый ящик, человек увидит, что он заполнен светом в качестве вознаграждения за деяние, совершенное человеком в этот час. Подумав о том, что это награда милостиво пожалована ему Аллахом, раб Божий так сильно обрадуется, что если эту радость распределить между обитателями Ада, то они перестанут ощущать муки.
Когда же, открыв второй ящик, человек увидит в нем мрак и почувствует скверный запах, это будет означать час, проведенный в смуте, недовольстве и негодовании. Человек, видя это, опечалится и расстроится так, что если бы эту печаль распределить между обитателями Рая, то они потеряли бы все удовольствие пребывания в райских кущах…
Когда откроется третий ящик, то он будет совершенно пуст. Это означает время, проведенное во сне, и время, затраченное на дела, не возбраняемые шариатом. Однако в тот День, когда имеется сильная потребность в вознаграждении, человек будет так сильно страдать и переживать оттого, что он провел час своей жизни впустую и бесцельно, как упустивший свой шанс на крупный выигрыш коммерсант, а, быть может, и гораздо больше этого …»
А раз так, то помни: «О, мой нафс! Пока есть возможность, заполняй свою кассу и, Боже упаси, не оставляй ее пустой! Не впадай в леность, а не то падешь вниз».
Необходимо внушать своему нафсу, что он не должен использовать то, что дано Аллахом во временное пользование, для совершения скверных и злых дел. Человеку нужно запретить глазам смотреть на греховное и запретное, пустое и бесполезное, на то, что может отвлечь душу. Язык должен всегда быть занят поминанием Всевышнего (зикром) и произнесением благих слов. Язык не должен произносить клеветы, лжи, сплетен, лести, самовосхваления и осуждения других, словом, языку надо быть свободным от всех вышеперечисленных вещей. Человек охранять свой желудок от попадания в него сомнительной и запрещенной Шариатом пищи, а также приучать его к минимальному количеству еды.
Человек окружен делами и вещами, которые не возбраняются Шариатом. Самым целесообразным и уместным является отречение от бесцельных занятий и пустого времяпрепровождения. Недаром Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Отречение от бесполезных занятий – признак хорошего мусульманина» (Тирмизи, «Зухд», 11; Ибн Маджа, «Фитан», 12).
Из этого следует, что речь искреннего мусульманина – зикр – поминание Всевышнего, взгляд его – предостережение, поучительный пример и назидание, а молчание – это размышление. Человек обязан неусыпно держать свой нафс под контролем.
Привлекая свое эго к отчету, надо постараться, проконтролировав себя, понять, совершил ли ты доброе дело ради Аллаха, или же совершил его, чтобы угодить своему нафсу. Поскольку время от времени человек, считая, что он совершает благое деяние во имя Аллаха, поступает в угоду своих корыстных интересов…