{jathumbnail off}
В VII веке Иран был завоёван арабами и вошёл в состав халифата. Культовая архитектура того времени свидетельствует об арабском прототипе большинства мечетей, например, в Йезде, Рейе.
В 960 году в Наине была построена мечеть, в орнаменте которой прослеживается связь с искусством эпохи династии Сасанидов. Поверхности стен, сводов и колонн декорированы стилизованными растительными мотивами. В росписи михраба появляются соприкасающиеся углами восьмиконечные звёзды. Этот элемент впоследствии станет весьма популярным у иранских архитекторов.
Персидские хроники сообщают, что одна из старейших мечетей Исфахана построена арабами из племени Бану-Тамим и затем расширена при аббасидском халифе аль-Муктадире (908—932 гг). К мечети впоследствии пристроили библиотеку. Со временем Джума-мечеть («пятничная») утратила своё значение, так как при шахе Аббасе I построили новое здание.
В X веке появляется новый тип мечетей, планировка которых восходит к зороастрийским храмам: квадратное помещение увенчано куполом. Характерным для иранских культовых зданий стал айван, имеющий вид сводчатой ниши.
Иранские зодчие придавали большое значение открытому пространству внутреннего двора, что проявлялось как в гражданской архитектуре (в жилых домах, караван-сараях, дворцах), так и культовых зданиях (мечетях и медресе). Этим объясняется часто встречаемый отказ от декорирования поверхностей наружных стен в пользу портала и фасадов, обращённых во двор.
Новая соборная мечеть в Исфахане, построенная шахом Аббасом I (1587—1629), была сооружена на южной оконечности площади под названием «Майдан шах» («царская площадь»). Здание появилось в 1612—1630 годах, а в XVIII веке подверглось реставрации. Мечеть представляет из себя комплекс площадью 130 на 150 метров. С двух сторон к основному зданию пристроены два медресе, к каждому из которых примыкает двор с оросительным каналом. Общая композиция смещена по излому оси: посетитель проникает с площади на территорию мечети через главный портал и затем следует под углом 45 градусов в помещение мечети, минуя бассейн для ритуальных омовений.
Вдоль внутреннего двора тянутся двухэтажные аркады. Эти глубокие ниши играют роль помещений для занятий. Все видимые поверхности стен здания покрыты разноцветной керамикой. Фасады айванов расположены строго друг против друга. Портал, ведущий непосредственно в молитвенный зал, украшен глубокой нишей, созданной из сталактитов. Здесь применён мозаичный декор. На других порталах использовался менее трудоёмкий декор из глазурованного кирпича и глазурованной плитки. Подсчитано, что для строительства мечети потребовалось 18 миллионов кирпичей, а для облицовки — 472 500 обливных изразцовых плиток голубых и бирюзовых оттенков.
Обычно купольная мечеть имела ярус тромпов — сферических сегментов, с помощью которых можно было точно и изящно перейти от прямоугольных стен к окружности купола. Их угловые арки заполнялись сталактитами, а ниже по периметру купола делался бордюр в виде ленты с эпиграфической надписью. Интерьер соборной мечети в Исфахане также украшен каллиграфическими надписями, выполненными знаменитым мастером Али Резой Аббаси. Говорят, что благодаря его участию в декорировании интерьеров мечеть считается самой красивой в Иране. Недаром про этот город говорили: «Исфахан — половина рая».
Оригинальными были и орнаменты минаретов. В XI—XII веках минарет выглядел как стройная круглая башня с балкончиком в фонаре, который венчал строение. Его орнамент выполнялся кладкой из фигурного кирпича.
Башнеобразные минареты строили в Хорасане, Мазендаране и на территории центрального Ирана. Оригинальный тип минаретов сложился в XI—XII веках под влиянием местной архитектурной школы, применявшей характерные строительные и художественные приемы. Такова многогранная коническая башня Гунбади-Кабус близ Горгана, построенная в 1006—1007 в эпоху Зияридов (927—1090). Она увенчана конической кровлей и достигает в высоту 51 м. Для этих сооружений характерны строгость и гармоничность пропорций, подчёркнутая вертикальная устремлённость сооружения, что делает минарет похожим на обелиск. Для его постройки использовали обожжённый кирпич высокой прочности, который был единственным сейсмоустойчивым материалом. Такие здания демонстрировали «гибкость» при землетрясениях. А глиняные карьеры позволяли строить из обожжённого кирпича и дворцы, и простые жилища.
Впоследствии кирпичный декор, получавшийся в результате разнообразных способов кладки (горизонтальной, торцевой, выступающей, углублённой), позволил архитекторам выработать стиль хазарбаф («тысяча волн»). Благодаря нему возникает изящная игра геометрических форм. Используя в кладке кирпичи разных размеров и форм — половинки, четвертинки, клинчатые, дугообразные — каменщики создавали динамичный орнамент.
Для XI—XII вв. характерна монохромная архитектурная орнаментация. Широко использовалась резьба по стуку, фигурная кладка кирпичей или терракотовых плиток. С XII века внешняя сторона кирпичей стала покрываться цветной глазурью. С развитием гончарного дела совершенствовалась и архитектурная керамика. В Рейе, Нишапуре, Самарканде, Горгане и Кашане уже в конце IX века разрабатывались новые методы обжига. Кашанским мастерам принадлежал секрет изготовления глазурованного кирпича для отделки, и потому персидским словом каши (кашани, т.е. «сделано в Кашане») стали называть полихромную керамическую плитку для облицовки фасадов.
В конце эпохи правления династии Сельджукидов (1038—1194) начали производить керамику с люстром — металлическим блеском. Она радужно сияла после обработки глазури кислотными парами перед глянцеванием (пары окислялись при обжиге в закрытой печи) и очень высоко ценилась. Такая керамика использовалась при украшении михрабов мечетей, а также мавзолеев имамов в Иране. Её использовали при украшении михраба в мечети имама Резы в Мешхеде (1215), а также в мечети Фатимы (сестры имама Резы) в Куме (1208). Полихромная техника использования керамических вставок распространилась в Трансоксиане и в культовых сооружениях Самарканда, Бухары, Исфахана, а также городов центрального Ирана.
После монгольского нашествия строительство в Иране замерло, но уже в середине XIII века начинается новый этап развития зодчества: возводятся грандиозные сооружения с большим молитвенным залом, перекрытым куполом, а также порталом со стороны входа. Таковы мечети в Верамине и Нетензе (обе построены в начале XIV в.), в Кермане (1349) и других городах.
Для архитектуры XIII—XIV вв. характерны обильные орнаменты. Резьба по стуку обрела рельеф, а михрабные ниши — форму вложенных одна в другую стрельчатых арок. Поэтому в литературе их иногда называют «килевидной аркой», так как её ниша напоминает перевёрнутую лодку.
В тот же период в ряде городов появились новые большие мечети, что позволило заострённому куполу стать доминирующей точкой в архитектуре. Например, соборная мечеть г.Султания с четырьмя минаретами и двумя входными арками, построенная ильханским правителем Мухаммадом Худабанда Олджейтю (1304—1317). Громадный купол составляет 2/3 высоты здания. Он окружён восемью башенками, похожими на минареты и установленными над углами восьмигранника. Нижняя часть мечети и столбы галереи украшены бирюзовыми плитками, в тимпанах арок узор выложен изразцами синего и бирюзового цвета. По низу купола идёт спиралевидный геометрический декор, который повторяется в стволах минаретов. А сам купол, символизировавший небо, окрашен в яркий голубой цвет. Внутри стены украшены цветным узором и каллиграфическими надписями, а также яркими изразцами.
Постепенно постройки перестают быть анонимными. Так, архитектором мечети Гаухар Шад (1405—1418) был Кавам ад-Дин Ширази, работавший сначала в Мешхеде, а затем в Герате. Название мечети связано с именем жены Шахруха (сына Тимура и отца Улугбека). После смерти отца в 1405 году Шахрух остался жить в Герате и правил Хорасаном, а к 1420 в его руках сосредоточились все прежние владения Тимура в Иране и Ираке. Некоторые путешественники считали мечеть жены Гаухар Шад лучшей в стране.
Для культовых сооружений XVII века характерны большие купольные здания. Формы куполов были разными: заострёнными кверху или имели приплюснутую форму. Со временем купола стали возводить и над порталами. Одновременно увеличилось число минаретов: не только по углам зданий, но и по бокам пиштаков. Таким образом, площади, на которых были сосредоточены культовые здания и сопровождающие их постройки (медресе, мавзолеи, библиотеки, караван-сараи, бани) превращались в архитектурные ансамбли.
В XIII—XIV веках полихромные вставки стали вытеснять монохромный кирпич. Эта техника называлась хафт-ранги («семь цветов»). Первоначально цветной глазурью обозначались слова «Аллах», «Али», «Мухаммад», позднее с помощью полихромных вставок воспроизводили целые суры Корана, украшая ими фризы, окружающие айваны или минареты. В XV веке цветовая гамма расширилась: сине-голубые тона сменились более смелыми цветовыми решениями, в которых, несмотря на соблюдение гармонии, можно обнаружить зелёный, жёлтый, фиолетовый, белый и другие цвета. Кроме того, архитекторы начали уделять внимание садам, цветникам, включая растения в общий план композиции.
Источник: ogurcova-online.com